"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

воскресенье, 23 июня 2013 г.

ДРОВОМОБИЛИ (окончание)



Промышленные технологии достигли высокого уровня, но из всех видов альтернативного топлива использование древесного газа в автомобилях экологически более предпочтительнее. При газификации теряется лишь 25% энергии, содержащейся в топливе. Потребление энергии «дровомобилями» примерно в 1,5 раза выше, чем потребление энергии аналогичными автомобилями с бензиновыми двигателями (включая потери энергии на предварительный разогрев системы и потери связанные с увеличением веса машины). С учётом расходов на добычу, транспортировку и переработку нефти, использование древесного газа столь же эффективно, как и использование нефти. Следует учитывать и то, что древесина является возобновляемым источником энергии, а нефть нет.
Самое главное преимущество газогенераторных автомобилей – использование возобновляемого топлива без какой-либо предварительной переработки. Синтез же жидкого топлива из биомассы, например, производство этанола, может потребовать энергии больше чем содержится в изначальном сырье. В случае газогенераторного двигателя требуется лишь напилить и нарубить дрова.
Автомобилю на древесном газе не нужны мощные химические батареи и это его важное преимуществом перед электромобилем. Установка по выработке древесного газа сама является естественным аккумулятором и в отличие от отработанных токсичных химических батарей, она не нуждается в высокотехнологичной утилизации; горстка же древесной золы может быть использована как удобрение.
Правильно-работающая установка по выработке древесного газа меньше загрязняет воздух, чем дизельный или бензиновый двигатель: вредные выбросы газогенератора сопоставимы с выбросами, получаемыми при сжигании природного газа. Потенциально электромобиль вне конкуренции, но только при условии, если он будет получать энергию из возобновляемых источников - однако это вряд ли осуществимый сценарий.
Несмотря на все свои преимущества, «дровомобили» - далеко не идеальное решение. Установка по выработке древесного газа занимает много места и может весить сотни килограммов: это связано с тем, что древесный газ имеет низкую энергоёмкость – 5.7 мДж на 1 кг в отличие от бензина – 44 мДж или природного газа – 56 мДж.
Кроме того, разгон машины увеличивается, а скорость падает. Древесный газ состоит примерно из 50 процентов азота, 20 процентов окиси углерода, 18 процентов водорода, 8 процентов двуокиси углерода и 4 процентов метана. Азот не поддерживают горение, а окись углерода – медленно сгорающий газ. По этой причине КПД двигателя снижается на 35 - 50 процентов и высокое число оборотов двигателя становится невозможным. Газогенераторы – не для спортивных машин!
Хотя некоторые небольшие автомобили и были оснащены генераторами древесного газа (например, «Опель Кадетт»), данная технология лучше подходит для крупных, тяжелых машин с мощным двигателем. Размеры и вес газогенераторной установки не уменьшаются пропорционально размерам и весу машины. Правда, существуют мотоциклы, оснащённые газогенераторными установками, но запас хода их крайне ограничен. Так что вес и размеры мобильной газовой фабрики более всего подходят для установки на автобусы, грузовики, поезда или суда.
Другая проблема автомобилей древесного газа является то, что они не особенно удобны в обслуживании; хотя прогресс по сравнению с технологиями, используемыми во Второй мировой войне - налицо. Тем не менее, несмотря на улучшения, даже современным «дровомобилям» требуется до 10 минут для разогрева; поэтому вы не можете просто сесть в автомобиль и сразу поехать. Кроме того, перед каждой заправкой необходимо очищать установку от накопившейся золы. Засмоливание системы менее проблематично, чем это было 70 лет назад, но фильтры всё равно придется регулярно чистить. И, наконец, не забываем об ограниченном запасе хода машины. В целом, это очень далеко от простой и знакомой нам эксплуатации бензинового автомобиля.
Большое количество вырабатываемого смертельно-опасного угарного газа также требует мер предосторожности: утечки в трубопроводе – не исключены! Если установка помещена в багажнике, то CO-датчик в салоне - отнюдь не роскошь. И не стоит такой автомобиль парковать в закрытом помещении, иначе пожара не избежать!
Конечно, все машины, описанные выше, собраны механиками-любителями. При массовой заводской сборке автомобилей с установками древесного газа, они в значительной мере будут лишены всех этих недостатков, а преимуществ появится больше; наверное, и выглядеть «дровомобили» будут намного элегантнее.

Так «Фольсвагены», оснащённые системами газификации древесины, сошедшие с конвейера в период Второй мировой, имели скрытые газогенераторы, а заправка производилась через люк в капоте. То же относится и к «Мерседесу-Бенцу», у которого установка была полностью скрыта в багажнике.

К сожалению, древесный газ, как и другие виды биотоплива, имеет недостатки. Массовое производство «дровомобилей» не решит этих проблем, а напротив - усугубит. Это вырубка лесных массивов и использование сельскохозяйственных угодий для производства биотоплива, взамен их прямого использования. Пример - Франция, где в период войны использование «дровомобилей» привело к значительному облысению лесов.
В то время как удобные в эксплуатации, работающие на биотопливе автомобили являются соперниками бензиновых авто, древесный газ - самое недружественное альтернативное топливо из ныне существующих. И это может стать его преимуществом: мы будем меньше ездить, и это конечно, хорошо, с экологической точки зрения. Если вам нужно будет прогревать ваш автомобиль в течение 10 минут, чтобы проехать несколько миль для покупки продуктов, вряд ли вы будете это делать - на велосипеде можно будет съездить быстрее. Если бы вам пришлось колоть дрова в течение трёх часов только для того, чтобы сделать поездку на пляж, вы, вероятнее всего, решили бы воспользоваться поездом.
Как видим, «дровомобили» лишь подтверждают, что современный автомобиль является продуктом ископаемого топлива. По удобству эксплуатации и техническим характеристикам современные бензиновые и дизельные машины – безальтернативны! Но если в один прекрасный день дешёвая нефть исчезнет, вездесущность автомобилей станет историей. Но индивидуальные средства передвижения останутся навсегда! Начало статьи