"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

воскресенье, 27 января 2013 г.

ПЕНИЦИЛЛИН



ПЕНИЦИЛЛИН - антибиотик грибного происхождения. Открыт А. Флемингом в 1929 г. Исходная молекула – 6–аминопенициллановая кислота. Продуценты П. – плесневые грибы пенициллы и аспергиллы. В СССР был впервые получен в 1942 г. Известно более 40 аналогов П., в том числе созданных с помощью хим. модификации исходной молекулы. П. оказывает действие на растущие клетки бактерий, вызывая нарушения в синтезе клеточной стенки. Обладает мощным антимикробным действием в отношении грамположительных бактерий (кокков и некоторых анаэробных палочек). Как один из наименее токсичных антибиотиков до сих пор применяется в мед. практике при лечении гнойных инфекций, вызываемых стафилококками, стрептококками.
Источник: "Микробиология: словарь терминов", Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.

Антибиотики – величайшее открытие XX века в области медицины, первым из которых был пенициллин. Воспаление лёгких, туберкулёз, гнойные инфекции, столбняк, газовая гангрена, сепсис - все эти страшные болезни были побеждены антибиотиками.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ | АЛЕКСАНДР ФЛЕМИНГ

В 1928 году шотландский биолог Александр Флеминг (Alexander Fleming; 1881-1955) обнаружил, что штамм грибковой плесени Penicillium notatum (Penicillium значит кисточка - под микроскопом спороносные клетки плесени выглядят похожими на кисточку) в процессе роста в питательной среде выделяет вещество, обладающее мощным антибактериальным действием, и останавливает развитие многих патогенных микроорганизмов, например, стафилококков. Одновременно он установил, что даже в огромных дозах оно не токсично для теплокровных животных. Флеминг назвал это вещество пенициллином. Ни выделить его из питательной среды, ни определить его строение Флеминг, будучи не химиком, не мог. К тому же вещество было нестабильным и быстро теряло свою активность. В 1929 г. учёный опубликовал работу о своем открытии, однако до начала эры антибиотиков еще оставалось больше десятилетия.
ИССЛЕДОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ | ГОВАРД ФЛОРИ, ЭРНСТ ЧЕЙН

В 1938 г. профессор Оксфордского университета, патолог и биохимик Говард Флори (Howard Florey; 1898-1968) привлёк к своим работам Эрнста Бориса Чейна (Ernst Chain; 1906-1979). Эрнст получил высшее образование в области химии в Германии. Когда к власти пришли нацисты, Чейн, будучи евреем и человеком левых взглядов, эмигрировал в Англию. Однако добиться выезда матери и сестры из Германии ему не удалось. Обе погибли в 1942 году в концлагере. Наверное, именно этим объясняются его симпатии к Советскому Союзу.

Эрнст Чейн продолжил исследования Флеминга. Он смог получить неочищенный пенициллин в количествах, достаточных для первых биологических испытаний, сначала на животных, а затем и в клинике.

Первые результаты были настолько обнадёживающими, что стала ясна необходимость создания масштабного производства с технологией получения чистого лечебного препарата. Однако в воюющей Англии наладить массовое производство пенициллина не удалось.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В США | ГОВАРД ФЛОРИ, РОБЕРТ КОГХИЛЛ

И в 1943 году Говард Флери отправился в США, где в лаборатории доктора Роберта Когхилла (Robert Coghill; 1871-1967) продолжились исследования. Все работы были засекречены. В 1945 г. выпуск фармакопейного пенициллина высокой активности составлял 15 тонн в год, в 1950 г. - 195 тонн. Эрнст Чейн, оставшийся в Англии, продолжал работы по определению химической структуры пенициллина и по его очистке.

В 1945 г. Флеминг, Флори и Чейн получили Нобелевскую премию за открытие пенициллина и его лечебного эффекта.
ИССЛЕДОВАНИЯ В СССР | З.В. ЕРМОЛЬЕВА

Советский пенициллин окружён тайнами и легендами, тут и фантастико-шпионские истории о крустозине, и другие не менее занимательные героико-эпические небылицы. Но отложим их в сторону.

В 1941 году в СССР поступили секретные данные о том, что в Англии создается мощнейший антимикробный препарат на основе какого-то вида грибков рода Penicillium. Микробиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898-1974) со своей сотрудницей Тамарой Иосифовной Балезиной провела широкий скрининг и среди более 80 образцов грибков этого рода нашла штамм Penicillium Crustosum, продуцирующий пенициллин. Ермольева испытывает действие своего препарата во фронтовых госпиталях. Раненым, перед операцией, Ермольева делала внутримышечную инъекцию неочищенного препарата на основе Penicillium Crustosum. Эффективность препарата поразила видавших виды полевых хирургов.

В то же время, научное сообщество, в частности академик Бурденко, при анализе клинического применения аппарата, не выявили его преимуществ перед американскими аналогами, которыми, как утверждала Ермольева, обладает отечественный препарат. Антибиотик Ермольевой терял свои свойства при хранении и давал побочные эффекты (вызывал повышение температуры). В целом, одобрив отечественный пенициллин как средство лечения, Бурденко уравнял пенициллин-крустозин с заокеанскими антибиотиками.

Несомненно, открытие и работы З.И. Ермольевой имели огромное значение для страны и спасло множество жизней, уменьшило зависимость от иностранных поставок. Однако имевшийся у нас препарат получался кустарным способом в количествах, совершенно несоответствующих потребностям отечественного здравоохранения.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СССР | В.И. ЗЕЙФМАН

В 1945 году во Всесоюзном химико-фармацевтическом институте (ВНИХФИ) для ускорения работ по организации производства была создана лаборатория технологии пенициллина. В июне 1946 г. эту лабораторию возглавил Вил Иосифович Зейфман (1911-1971). В течение года была создана полузаводская установка. Производимый пенициллин был низкой активности и вызывал повышение температуры у пациентов. В то же время образцы пенициллина, поступавшего из-за границы, представляли собой кристаллический порошок, устойчивый при хранении и не дающий побочных эффектов. Специалистам было ясно, что для достижения такого же результата потребуется много времени, средств и сил, а интересы отечественного здравоохранения требовали скорейшего решения всех этих проблем.

Купить же технологии промышленного производства пенициллина СССР не мог - в США существовал запрет на продажу любых технологий связанных с ним. В то же время профессор Эрнст Чейн, автор и владелец патента на получение пенициллина нужного качества в промышленных масштабах, предложил свою помощь Советскому Союзу. Предложение Чейна было принято, к нему в лабораторию была отправлена комиссия учёных. Вил Иосифович Зейфман ознакомился с работами, проводимыми Чейном и кроме того, вывез из Англии и передал во ВНИИП штамм культуры, продуцирующей стрептомицин. Именно этот штамм послужил первоосновой производства активного средства борьбы с туберкулезом. В сентябре 1948 комиссия, завершив работу, вернулась на родину. Результаты были оформлены в виде промышленных регламентов и успешно внедрены в производство на одном из московских заводов.

Однако в стране Советов началась борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед буржуазной наукой. В соответствии с новым политическим курсом, руководители медицинской промышленности, объявили, что материалы куплены у Чейна напрасно: всё и так было хорошо известно отечественной науке, а виноват в этом "космополит" Зейфман. Часть академического сообщества вступилась за организатора и проектировщика промышленных установок по производству кристаллического пенициллина, всё же Вил Иосифович Зейфман был приговорён к 5 годам ссылки, но уже не по 58 статье…

Профессор Зинаида Виссарионовна Ермольева так позднее отозвалась о работах Вила Иосифовича Зейфмана: "Им внесён огромный вклад в дело разработки промышленной технологии, проектирования и организации производства отечественного пенициллина и он является одним из пионеров нашей промышленности антибиотиков".

Что касается пенициллина, еще 28 ноября 1953 г. "Правда" напечатала выступление президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова на сессии Всемирного Совета Мира в Праге, в котором в ряду прочего было сказано: "Мы можем с глубокой признательностью назвать и открытый оксфордскими учёными пенициллин, ставший достоянием и нашей страны…"
Итак, работы по пенициллиновой теме в СССР начались, примерно в то же время, что и в Оксфордской лаборатории - параллельно и, можно сказать, независимо. З. В. Ермольевой был выделен штамм Penicillium Crustosum, продуцирующий пенициллин, на основе которого было начато производство лекарства полукустарным способом, а сразу после войны - полупромышленными установками. Отечественный препарат обладал рядом побочных эффектов и терял свои свойства при хранении.

Осознавая острую нехватку качественных пенициллиновых препаратов и невозможность наладить их промышленное производство в кратчайшие сроки, Советское правительство приняло решение о производстве пенициллина по разработанным в США и Великобритании промышленным технологиям. Руководителем, организатором и непосредственным участником проекта внедрения Оксфордских промышленных технологий был В.И. Зейфман, запустивший производство качественных отечественных антибиотиков в кратчайшие сроки.
Источники: "Фармацевтический вестник" №32 (564) Октябрь 13, 2009 г. | Галина Денисеня, "Плесень творит историю"; Международное общество "Мемориал" | "ПЕНИЦИЛЛИНОВОЕ ДЕЛО"; Газета "Новости медицины и фармации" 11(217) 2007 | К.В. РУСАНОВ, "Пенициллиновый приоритет: у линии фронта"