Пролив Лонга
Ледовая обстановка 1983 г. в Восточном секторе Арктики сложилась аномальная. Подвижки многолетних льдов Айонского массива и последующее сильнейшее сжатие привело к тому, что в ледовом плену в октябре оказалось 57 судов (все ледового класса, другие в Арктику не ходили), в том числе атомоход "Ленин" и другие ледоколы. Даже атомный ледокол "Леонид Брежнев" оказался бессилен. В сильной подвижке льды ломались, смерзались, превращались в монолит. Под угрозой оказались не только суда, но и жизнь северных посёлков, ожидавших арктического завоза. 9 октября льдами у косы Двух Пилотов был раздавлен сухогруз "Нина Сагайдак". Его экипаж был доставлен на ледоколы вертолётом.
Краткая сводка событий:
"В условиях сильной подвижки сплочённого льда и усиления сжатия, канал во льдах, оставляемый ледоколами, тут же затягивается ...
Лёд 10 баллов ... После потери хода начинается неуправляемый дрейф судов ...
6 октября во время сколки льда вокруг каравана атомный ледокол "Леонид Брежнев" теряет лопасть гребного винта ...
Т/х "Коля Маготин" - разорвана обшивка, затоплен трюм ...
Т/х "Нина Сагайдак" навалило на танкер "Каменск-Уральский", на сухогрузе разорвана наружная обшивка, судно имеет крен 16 градусов, руль вывернуло на левый борт, гребной винт заклинен. Главный двигатель не проворачивается ...
На т/х "Нина Сагайдак" и танкер "Каменск-Уральский" наваливается танкер "Уренгой" ...
9 октября - на т/х "Нина Сагайдак" водотечность в машинном отделении и трюме ... Машинное отделение затоплено ..."
ЛЕДОКОЛЫ
Только в начале ноября появилась возможность вывода судов из ледового плена...
В караване лидировал ледокол "Леонид Брежнев", который прокладывал канал, за ним шли ледоколы "Адмирал Макаров", "Ермак", которые расширяли канал, делали сколку льда вокруг судов, а затем с другими ледоколами проводили транспортные суда на коротких буксирах ...
Лёд был очень тяжелый, до 3-5 метров. При прокладке канала ледоколы сбрасывало в стороны. Канал был крайне неровный. Без конца рвались стальные буксирные стропы ("усы") диаметром 60-65 мм ...
За 8 дней перехода из Певека к Берингову проливу было пройдено 770 миль. Средняя скорость составила 3,9 узла. Атомоход "Леонид Брежнев" практически постоянно работал на максимальной мощности.
Отдадим дань мужеству, самоотверженности и профессионализму полярных моряков, ледовых капитанов. Говорят, что это была самая крупная в мире успешная спасательная операция на море и во льдах.
Атомный ледокол "АРКТИКА" (с 1982 года по 1986 год "Леонид Брежнев")
Место постройки: Ленинград, Балтийский завод, 1975 год. Водоизмещение - 23460 тонн; длина - 148 метров; ширина - 30 метров; осадка - 10,5 метров; мощность - 75000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 20 узлов; экипаж - 115 человек; позывной: UCKH
Капитаны: Ю.С. Кучиев, В.А.Голохвастов, Анатолий Алексеевич Ламехов, А.Н.Баринов
Ледокол "ЕРМАК"
Место постройки: Финдляндия, Турку, завод Вяртсиля (Wärtsilä), 1974 год. Водоизмещение - 20241 тонн; длина - 135 метров; ширина - 26 метров; осадка - 11 метров; мощность - 36000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 19.5 узлов; автономность плавания - 4400 миль; экипаж - 118 человек; позывной: нет данных
Капитан: Ю.П. Филичев.
Ледокол "АДМИРАЛ МАКАРОВ"
Место постройки: Финдляндия, Турку, завод Вяртсиля (Wärtsilä), 1975 год. Водоизмещение - 20247 тонн; длина - 135 метров; ширина - 26,5 метров; осадка - 11 метров; мощность - 36000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 19.5 узлов; автономность плавания - 4400 миль; экипаж - 118 человек; позывной: UGSN
Капитаны: Вадим Иванович Абоносимов, Сергей Фёдорович Решетов, Вадим Андреевич Холоденко, Геннадий Иванович Антохин.
Ледокол "ЛЕНИНГРАД"
Место постройки: Финдляндия, завод Вяртсиля (Wärtsilä Sandviken), 1961 год. Водоизмещение - 15300 тонн; длина - 123,3 метра; ширина - 24,5 метра; осадка - 10,5 метров; мощность - 22000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 19 узлов; экипаж - 100(?) человек; позывной: USGC
Капитаны: Вадим Иванович Абоносимов, Вадим Андреевич Холоденко.
Атомный ледокол "ЛЕНИН"
Место постройки: Ленинград, Адмиралтейский завод, 1959 год. Водоизмещение - 16 тысяч тонн; длина - 134 метра; ширина - 27,6 метра; осадка - 10,5 метров; мощность - 44000 лошадиных силы; скорость хода на чистой воде - 18 узлов; экипаж - 243 человека; позывной: UBHK
Первый капитан: Павел Акимович Пономарев.
Не хочу, да и не в праве, вдаваться в анализ событий этой эпопеи, хотя я и был невольным свидетелем описываемых событий, но замечу, что довольно драматические последствия арктической навигации 1983 года, наверное, можно было избежать при ответственном и скоординированном планировании северного завоза людьми чётко пониманимающими, что он из себя представляет на всех стадиях выполнения, учитывающими и готовыми к всем рискам морских и сезонных арктических перевозок.