"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

среда, 7 ноября 2012 г.

ЦВЕТНОЕ ТВ - ПЕРВЫЕ ШАГИ


Журнал "Техника-молодёжи", 1955 №7.
Система с вращающимися дисками (фильтрами), трёх-лучевая трубка с точечным экраном, трубка Лоуренса с полосовым (растровым) экраном

Самые ранние упоминания о возможности передачи цветного изображения на расстояния, в том числе, первые упоминания о строчной и кадровой развёртках, встречаются в публикациях 1880 года французского инженера Мориса Леблана (Maurice Leblanc; 1857-1923).

Польский изобретатель Ян Щепаник (Jan Szczepanik; 1872-1926) в 1897 году запатентовал систему передачи цветного изображения, использующую селеновый фотоэлемент на передающей стороне и электромагнитную систему управления осциллирующим зеркалом и призмой на приёмной стороне. Но его система не содержит средств анализа спектра на передающем конце, и, возможно, не работала бы так, как он описал её.

На первый взгляд казалось, что передача движущего цветного изображения, не составляет проблемы, стоит только разместить на передающем и приёмном дисках Нипкова, вместо одной, три отдельные спирали, закрытые красными, синими и зелёными стёклами, однако передачу таким способом, осуществить не удавалось.

Только 3 июля 1928 года, шотландским инженером Джоном Лоуги Бэрдом (John Logie Baird; 1888-1946) была продемонстрирована первая в мире цветная передача движущего изображения. Диски передатчика были с тремя спиралями отверстий, каждая спираль со своим фильтром первичного цвета. Приёмник имел три источника света первичных цветов и коммутатор управляющий ими.
Системы телевидения Джона Бэрда

В 1940 году Джон Бэрд начал работу над полностью электронной системой, завершить которую ему помешала смерть.
В дальнейшем системы цветного телевидения использовали два основных способа обработки сигнала (не забываем, что цветных кинескопов в то время не существовало):
Один из способов – перед передающей трубкой, которая одинаково чувствительна ко всем цветам, устанавливался вращающейся диск из трёх фильтров. Получающиеся последовательные сигналы, в приёмном устройстве, посредством вращающегося фильтра перед приёмной трубкой (такого же как и на передатчике), преобразуются в цветное изображение. Продемонстрирована Джоном Лоуги Бэрдом в 1940 году.
Другая схема подразумевала одновременную передачу всех цветных сигналов без фильтров, через три фотоэлемента, чувствительных каждый к своему цвету. На приёмном устройстве, три изображения базовых цветов, сводились в одно цветное, путём проецирования на общий экран.
Оба способа имели существенные недостатки и были не полностью совместимы с существовавшими на то время стандартами черно-белого телевидения, например, сигналы цветности необходимо было сжать и разместить в частотном спектре выделенном для черно-белого телевидения не нарушая его структуры - одна из существенных, но не единственная проблема связанная с обработкой и передачей цветного сигнала; приёмник цветного телевидения был громоздким и дорогостоящим: состоял из огромного, вращающегося с большой скоростью диска, установленного перед эраном кинескопа, или трёх трубок, проецирующих изображение на общий экран. Описанную проблему приёмного тракта могла бы решить приёмная электронно-лучевая трубка с нанесённым на её экран люминофором красного, зелёного и синего цвета и трёх электронных лучей, формируемых трубкой, которые проходя через теневую маску кинескопа попадают каждый на свою цветную точку (иллюстрация в начале статьи), над созданием которой велась активная работа в пятидесятых. Тем не менее, в период с 1928 года до начала 1950-ых цветное телевидение было практически реализовано соответственно технологическим возможностям того времени, дало импульс дальнейшим исследованиям в этой области и последующему массовому использованию приобретённых инноваций.
Дополнительно: BAIRD TELEVISION; Encyclopædia Britannica | British inventor John Logie Baird; К.А.Гладков | Дальновидение | Государственное издательство технико-теоретической литературы | Москва 1951, Ленинград; К.А.Гладков | Радуга на экране | Журнал "Техника-молодёжи", 1955 №7