"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

вторник, 24 июля 2012 г.

МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?



На протяжении тысячелетий человечество мечтало о нужных и практичных вещах, которые избавили бы его от трудов, забот и голода - сразу и навсегда. Это и скатерть-самобранка, и ковёр-самолёт, для особых случаев и специальных целей были необходимы ещё шапка-невидимка и сапоги-скороходы, а на закуску – молодильное яблочко, после чего счастье было бы не полным, если бы не было рядом Марьи-красавицы.

Интеллект же был чем-то лишним и даже вредным, вспомним первородный грех человечества и к чему это привело. Ценилась же мудрость.

Но пришло время интеллектуалов, которые взялись за титанический труд создания себе подобных, пусть даже и искусственных. Для начала было дано определение термина. По А.Н.Колмогорову, любая материальная система, с которой можно достаточно долго обсуждать проблемы науки, литературы и искусства, обладает интеллектом. По Тьюрингу же, машина будет "мыслящей", если человек, при беседе с ней, не сможет понять, что ему отвечает машина.

Способны ли схемы, программы и алгоритмы создать образный и музыкальный характер внутренних переживаний человека, превратить безличные сигналы в индивидуальный и яркий субъективный личный опыт? Ведь за бортом математической логики остаются чувства и эмоции, мечты и желания, любовь и великодушие, отзывчивость и доброта, смелость и страх, безрассудство и ненависть и многое другое, что делает нас людьми.

В молодости я участвовал в гидрографической экспедиции на Чукотке. Могу с полной определённостью сказать, что кочевой, тундровый чукча не попадает под определения высоколобых учёных, но, тем не менее, он обладает по своему развитым природным умом, мудростью и лучшими человеческими качествами, позволяющими ему не только выжить в экстремальных условиях, но жить и развиваться, помогать несчастным, которые волею судьбы оказались в непростой ситуации, и не умной и аргументированной беседой, но умелым действием и добрым отношением.

Да и нужен ли он нам - искусственный интеллект? У кого есть природный - тот в машинном не нуждается, а кого природа обделила – тому искусственный мозг не поможет.

В начале восьмидесятых, прочитал статью, где известный кибернетик с чувством пишет, что всё уже готово для создания искусственного машинного интеллекта: есть математическая модель, программный код - вот только электронной памяти (как я понимаю - на феритовых сердечниках и магнитной ленте) пока маловато. 2012 год – есть всё - но результаты в лучшем случае неутешительные. И сегодня уже обыкновенная автоматика беззастенчиво выдаётся за интеллект. Примерами такого кибернетического "интеллекта" полон наш мир - от кофеварки до интернет-поиска.

А теперь о грустном. Сутки льёт ливень, который пришёл с южных морей; подтекает крыша, сколько не латал её, всё напрасно; улица превратилась в грязевое мессиво, по которой джип не проходит, а человек - пробирается. И в это время на телефон приходит срочное оповещение: "23.07.12 09:42 Уважаемый клиент! При возникновении опасности лесного пожара обращайтесь на бесплатную прямую линию Лесной охраны". Всё таки работают интеллектуальные системы служб предупреждения! Индивидуально, с использованием новейших средств связи, а не сирен Второй мировой! А я ретроград и Фома-неверующий, всё сомневаюсь, всё боюсь, как бы дом у меня не смыло потоками грязи, не поплыл бы он у меня без руля и ветрил в последний свой рейс: ветхий он у меня, а денег на капитальный ремонт так за всю жизнь и не заработал - ни работая на крайнем севере, ни в далёких, опять же северных морях и длинных рейсах, ни в высокотехнологическом ИТ-секторе! Ну искуссвенный мозг успокаивает: ничего страшного ещё не происходит, главная опасность впереди - это лесной пожар, а не тропический ливень, будь начеку и следи за горизонтом!

Кстати, мальчик-робот гениального Спилберга не отличался интеллектуальностью, но он имел нечто большее, что делало его по настоящему личностью.

К чему я всё это? К тому, что интеллект является лишь приложением и развитием других качеств, как положительных, так и отрицательных, приобретённых путём личного опыта. И если машина обретёт личную индивидуальность посредством опыта и внутреннего переживания, то есть душу - она сможет стать интеллектуальной. Но даже в этом случае - не получим ли мы в результате виртуального Йозефа Менгеля? Ведь интеллект и нравственность - суть две совершенно разные категории.