"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

пятница, 8 марта 2013 г.

LIBERTY - ЗНАЧИТ СВОБОДА



27 сентября 1941 года на верфе Бетлехем Файрфилд Шипъярд (Bethlehem-Fairfield Shipyard) вблизи Балтимора, США, был спущен на воду первый сухогруз знаменитой и легендарной серии "Либерти".

На церемонии спуска на воду первого парохода серии "СС Патрик Генри" (SS Patrick Henry), президент Франклин Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) произнёс речь, где сказал, что суда этой серии принесут свободу порабощённой Европе и закончил её словами борца за независимость Северо-американских штатов Патрика Генри - "Свобода или смерть!" (Give me Liberty, or give me Death!)

Суда оправдали своё имя и предназначение, обеспечив бесперебойную поставку материалов и техники из США и Канады в СССР и Европу, ликвидировали острую нехватку и потери тоннажа военного времени.
Конвой в Северной Атлантике
Судостроительная верфь

Чтобы обеспечить перевозки, необходимо было не просто строить новые транспорты, но строить их в поточном порядке. Именно "либерти" и стали такими "конвейерными" судами. В среднем на строительство уходило 42 дня. За годы войны было построено 2700 судов этой серии. В разгар строительства, в период с марта по декабрь 1943-го, строили более 100 судов месяц.
Конструктивные особенности:

"Либерти" стали первой серией судов, имевших не клёпанный, а сварной корпус; водоизмещение - 14245 т; длина - 134.57 м; ширина - 17.3 м; осадка - 8.5 м; главный двигатель – паровая машина мощностью 2500 лс, работавшая от двух паровых котлов на жидком топливе (мазут); скорость – 11-13 узлов; дальность плавания – 23000 миль. Суда имели грузовые стрелы грузоподъемностью 3-5 тонн и одну или две тяжеловесные стрелы грузоподъемностью до 50 тонн. Кроме двух пушек – на носу и на корме, устанавливалось шесть-восемь 20-40 мм скорострельных зенитных орудий и пулеметы; предусматривался запас глубинных бомб. Жилые помещения размещались в средней и кормовой надстройках. Для отделки палубы и кают использовалась огнестойкая мастика; мебель в каютах была изготовлена из тонколистовой стали, что в совокупности обеспечивало высокую живучесть судна.

Считалось, что транспорт строился на несколько военных рейсов, однако суда с успехом использовались и на гражданской службе в послевоенное время. Суда, полученные Советским Союзом по ленд-лизу, работали до начала семидесятых годов прошлого века. Сохранилось ли хоть одно легендарное судно из тех героических лет в России, я не знаю.
Владивосток, Первая Речка, п/х "Александр Невский", используемый в качестве учебного центра. Фотография, предположительно, середины восьмидесятых - начала девяностых годов.

Суда типа "Либерти" переданные по Ленд-лизу СССР

1.Александр Невский (Henry W.Corbett) пх грузовой 1943 США 7281 1943-1973
2.Александр Суворов (Elijan P. Lovejoy) пх грузовой 1943 США 8403 1943-1946
3.Аскольд (Henry L.Pittock) пх грузовой 1943 США 7194 1943-1946
4.Баку (David Douglas) пх грузовой 1943 США 7265 1943-1975
5.Валерий Чкалов (1) (Alexandr Baranoff) пх грузовой 1943 США 7300 1943
6.Валерий Чкалов (2) (Grand P. Marsh) пх грузовой 1943 США 8430 1943-1967
7.Витебск (John Minto) пх грузовой1943 США 7176 1943-1971
8.Войков (Samuel P.Langley) пх грузовой1943 США 7281 1943-1974
9.Декабрист (E.H.Harriman) пх грузовой1943 США 7202 1943-1972
10.Душанбе (Willis C. Hawley,Сталинабад) пх грузовой 1943 США 8403 1943-1946
11.Емельян Пугачев (2) (Lauis Agossiz) пх грузовой 1943 США 7290 1943-1977
12.Ереван (Joseph Watt) пх грузовой 1943 США 7281 1943-1975
13.Жан Жорес (Thomas Nast) пх грузовой 1943 США 8403 1943-1948
14.Иван Кулибин (Gouverner Morris, Леннинград) пх грузовой 1943 США 7237 1943-1974
15.Иван Ползунов (Charles. E.Duyea, Орел) пх грузовой 1943 США 7300 1943-1949
16.Колхозник (2) (Charles Wilkes) пх грузовой 1943 США 7241 1943-1950
17.Красногвардеец (Charles S. Fairchild) пх грузовой 1943 США 7148 1943-1973
18.Кубань (William G.T. Vault) пх грузовой 1943 США 7194 1943-1946
19.Михаил Кутузов (Graham Taylor) пх грузовой 1943 США 7176 1943-1973
20.Находка (1) (Irving W.Pratt) пх грузовой 1943 США 7281 1943-1970
21.Новороссийск (Edward Eggleston) пх грузовой 1943 США 7219 1943-1974
22.Одесса (Mary Cossat) пх грузовой 1943 США 7281 1943-1978
23.Партизанск (Jose Sepulveda, Сучан) пх грузовой 1943 США 7176 1943-1979
24.Псков (1) (George L. Shoup) пх грузовой 1943 США 8403 1943-1946
25.Севастополь (De Witt Clinton) пх грузовой 1943 США 7194 1943-1947
26.Советская гавань (Samuel A. Worcester) пх грузовой 1943 США 7176 1943-1969
27.Степан Разин (Cass Gilbert) пх грузовой 1943 США 8403 1943-1973
28.Тунгус (Sieur Duluth) пх грузовой 1943 США 7300 1943-1946
29.Уэлен (2) (Pleasant Armstrong, Владивосток) пх грузовой 1943 США 7228 1943-1976
30.Херсон (Joseph C.Avery) пх грузовой 1943 США 7300 1943
31.Брянск (William E.Ritter) пх грузовой 1944 США 7215 1944-1974
32.Волгоград (Thomas F.Flaherty, Cталинград (2) ) пх грузовой 1944 США 7281 1944-1978
33.Генерал Ватутин (Jey Cooke) пх грузовой 1944 США 7300 1944-1950
34.Генерал Панфилов (George E. Goodfellow) пх грузовой 1944 США 7290 1944-1976
35.Каменец-Подольск (2) (Robert S. Abbot) пх грузовой 1944 США 7216 1944-1970
36.Миклухо-Маклай (Emmet D.Bogle, Ингул) пх грузовой 1944 США 7235 1944-1947
37.Родина (2) (Henry I. Waters) пх грузовой 1944США 7290 1944-1973
38.Сухона (2) (George Coggeshall) пх грузовой 1944 США 7300 1944-1946

Всего под советским флагом ходило 54 судна типа "Либерти"

Дополнительно: SPECIFICATIONS & LAYOUT OF A LIBERTY SHIP; Цусимские форумы | Суда типа Либерти под советским флагом