"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

среда, 11 декабря 2013 г.

САНТА-КЛАУС – ЭВОЛЮЦИЯ


Художник Норман Роквелл (Norman Percevel Rockwell; 1894-1978), 1939

Образ Санта-Клауса прошёл долгую эволюцию, прежде чем обрёл привычные для нас черты и характер. В начале XIX столетия стал возникать американизированный образ Святого Николая - Санта-Клаус. Санта-Клаус - это искажённое голландское уменьшительное имя Святого: Sint Nikolas - Sinter Klaas - амер. Santa Claus.
Художник Ф.Дарли (F.O.C. Darley), 1862

В анонимно опубликованном 23 декабря 1823 года стихотворении «Визит Святого Николая» (A Visit from St. Nicholas), профессор восточной и греческой литературы Клемент Кларк Мур (Clement Clarke Moore, 1779-1863) заложил будущий образ Санта-Клауса. Святой Николай у него, "словно весёлый старый эльф"; он одет в меха и курит трубку; в канун Рождества, на санях в упряжке из восьми крошечных оленей он стремительно развозит подарки и, спускаясь по трубе, заполняет ими чулки детей на каминной полке.
Стихотворение настолько полюбилось американцам, что со временем оно стало центральной частью легенды о Санте . . . и самым известным стихотворением в американской истории.

РОЖДЕНИЕ САНТЫ

Визуализация и развитие образа получили своё продолжение в работах художника-карикатуриста Томаса Наста (Thomas Nast, 1840-1902). В 1863 году он нарисовал обложку для «Харперс Викли» (Harper's Weekly), изображающую уже Санта-Клауса в костюме дяди Сэма. Его Санта - это весёлый старик-неваляшка. В течение 30 лет, каждое Рождество, художник добавлял новые маленькие детали. Списки послушных и непослушных детей, а также мастерская игрушек на Северном полюсе – изобретение Томаса Наста.

Художник Томас Наст (Thomas Nast; 1840-1902), 1866

К началу XX века Санта-Клаус становится узнаваемым и почётным персонажем на обложках декабрьских номеров американских журналов. Но всё же он ещё не обрёл характерную, только ему свойственную внешность и атрибутику - персонизация образа продолжалась . . .
Художник Норман Прайс (Norman Price), 1912

Художник Х.С. Московитц (H.S.Moskovitz), 1921


В декабре 1931 года, в журнальной рекламе Кока-Колы возникает неожиданный образ, созданный художником Хаддоном Сандбломом (Haddon Sundblom; 1899-1976): счастливый, добрый и немного забавный Санта-Клаус в красном полушубке. Мало какая рекламная компания была столь успешной! Добрые, искренние, убедительные и притягательные рождественские сценки с участием обаятельного Санты, изображённые художником с 1931 по 1964 год, сделали созданный им образ каноническим!

Кстати, за каждую работу мастер получал вознаграждение в 1000 долларов, притом, что цена автомобиля в тридцатые годы составляла около 700 долларов.
И напоследок, если Вы, уважаемый читатель, просматривали мой предыдущий скетч о биографии Деда Мороза, то могли заметить, что образы американского Санта-Клауса и советского Деда Мороза окончательно сформировались примерно в одно и тоже время.
Дополнительно: МЕЖГАЛАКТИЧЕСКИЙ САНТА; A Visit from St. Nicholas By Clement Clarke Moore; The Project Gutenberg EBook of A Visit From Saint Nicholas, by Clement Moore; www.coca-cola.ie



четверг, 14 ноября 2013 г.

ЭВМ "СТРЕЛА"


«Стрела» - первая в СССР серийная ЭВМ класса больших вычислительных машин с трехадресной системой команд; могла выполнять 15 арифметических и логических операций; была создана в 1953 году; выпущено семь экземпляров.
ЭВМ "Стрела". Фото из журнала "Знание-сила" №7, 1956 год

Быстродействие составляло 2-3 тысячи операций в секунду, объём памяти - 2048 ячеек по 43 разряда. Машина оперировала числами с плавающей запятой в двоичной системе счисления. Точность представления чисел составляло 10-11 десятичных знаков. Внешняя память была представлена двумя магнитными лентами. Суммарный объём информации на одной ленте не превышал 100 тыс. 43-битовых чисел. Оперативная память первоначально была выполнена на электронно-лучевых трубках; всего 43 трубки - по одной на каждый разряд. Элементом памяти являлся электростатический заряд одной из 2048 точек экрана. Запись и чтение производились электронным лучом. Память на ЭЛТ впоследствии была заменена более надёжными устройствами памяти на ферритовых сердечниках. Ввод данных осуществлялся с перфокарт или с помощью тумблерных регистров, расположенных на панели пульта; вывод - на перфокарты или на широкоформатное печатающее устройство, позволяющее выводить результаты расчёта в виде документа на широкой бумажной ленте канцелярского формата.
Принцип взаимодействия узлов ЭВМ. Рисунок С.Каплан. Журнал «Знание-сила» №7, 1956 год

Электрическая схема была разбита на конструктивно законченные стандартные ячейки, содержащие от трёх до девяти ламп. Активные элементы были выполнены на шести тысячах радиолампах (6Н8 и 6ПЗ) и двух тысячах полупроводниковых диодах. При гарантийном сроке службы каждой радиолампы 500 часов, время безаварийной работы машины составляло двадцать часов в сутки. Потребляемая ЭВМ мощность составляла 150 кВ-А. Отвод тепла осуществлялся системой воздушного охлаждения. Занимаемая площадь – 300 квадратных метров. Все выпущенные машины имели аппаратные и программные средства контроля и диагностики. Обслуживающий персонал одной смены составлял 5-7 человек. Машины использовались при аэрокосмических исследовательских центрах. На «Стреле» были выполнены аэродинамические расчёты первого советского пассажирского реактивного самолета Ту-104; решены задачи баллистики при подготовке первого искусственного спутника земли. В перспективе предполагалось использовать данный тип ЭВМ и в других отраслях. Не стоит забывать, что машина была создана в разорённой войной стране и использовала полностью отечественную (совместимую с американской) электронную элементную базу высокого уровня.
Источники: Первые отечественные ЭВМ. Е.Бронин, Л.Кудряшова, И.Городецкий | Журнал «Радио» №2, 2003; Архитектура и система команд ЭВМ «Стрела». Александр Саватеев | Виртуальный компьютерный музей; История вычислительной техники;Журнал «Знание-сила» №7, 1956



четверг, 10 октября 2013 г.

ПАРОВАЯ МАШИНА (окончание)


Успехи, достигнутые конструкторами паровых автомобилей, скоро были использованы в авиации. Взяв за основу установку братьев Добль, американская фирма «Беслер» в 1933 году построила и испытала паровой самолёт. Несмотря на то, что силовая установка была ещё довольно громоздкой, испытания дали прекрасные результаты. Весьма ценными особенностями аэроплана «Беслер» явились бесшумность полёта и малая посадочная скорость. Этими же качествами обладал паровой аэроплан Джонстона, построенный несколько позже. Таким образом, первые же попытки применить современную паровую машину в авиации увенчались полным успехом.
Братья Беслер

Статья в "Попьюлар Сайенс", 1933 год

Особое значение приобретает паровой двигатель для высотных полётов. Разрежение воздуха, увеличивающееся с высотой, вызывает, как известно, сильное падение мощности двигателя внутреннего сгорания. Для борьбы с этим явлением пользуются так называемым наддувом рабочей смеси. Но компрессор, нагнетающий в цилиндры рабочую смесь, помимо увеличения веса установки поглощает часть мощности двигателя, причём этот расход растёт с высотой. Паровая машина при работе на высоте не потребует наддува; подача же несколько большего количества воздуха в топку котла не вызывает особых затруднений.

Так успехи современной теплотехники способствуют возвращению паровой машины на позиции, с которых она была вытеснена двигателями внутреннего сгорания в конце прошлого столетия. Развитие паровой машины, которое многие считали уже законченным, продолжается и сегодня с такой же интенсивностью, как и много лет назад, когда теплотехника была ещё совсем молодой наукой.

Увы, оптимизм автора в отношении дальнейшего развития теплотехники, в частности перспектив применения паровых двигателей на транспорте, не был подтверждён временем.
Примечания:

Паровая машина - поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу. Рабочий процесс П. м. обусловлен периодическими изменениями упругости пара в полостях её цилиндра, объём которых изменяется в процессе возвратно-поступательного движения поршня. Пар, поступающий в цилиндр П. м., расширяется и перемещает поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется с помощью кривошипного механизма во вращательное движение вала. Впуск и выпуск пара осуществляются системой парораспределения. Для снижения тепловых потерь цилиндры П. м. окружаются паровой рубашкой.

П. м. как универсальный двигатель впервые создана Дж. Уаттом в 1774—84. Этому предшествовало изобретение Д. Папеном парового котла в 1680, Т. Ньюкоменом — пароатмосферной водоподъёмной машины в 1705, создание И. И. Ползуновым паровой воздуходувной машины в 1763—65. Будучи первым и до конца 19 в. практически единственным универсальным двигателем, она сыграла исключительную роль в прогрессе мировой промышленности и транспорта.

Развитие П. м. шло в направлении создания стационарных П. м. для фабрично-заводских предприятий и электростанций, паровозных П. м. для ж.-д. транспорта, судовых П. м. для торговых судов и военных кораблей, локомобилей для нужд сельского хозяйства и местной промышленности. П. м. уже ко 2-й половины 19 в. достигла высокой надёжности и совершенства. Однако с начала 20 в. П. м. встретила всё усиливающуюся конкуренцию быстро прогрессирующих паровых турбин и двигателей внутреннего сгорания.

Недостатки П. м. — низкий кпд (от 1 до 20%), ограниченные быстроходность (до 1000 об/мин) и агрегатная мощность (до 30000 л. с.), а также большие габариты и масса — привели к тому, что производство П. м. к середине 20 в. было прекращено. П. м. можно встретить (1975) только на Паровозах, локомобилях и старых Пароходах.
Большая советская энциклопедия. 1969—1978


Джеймс Уатт (James Watt, 1736-1819) - шотландский инженер, изобретатель-механик. Усовершенствовал паровую машину Ньюкомена (Томас Ньюкомен, англ. Thomas Newcomen; 1663-1729), которая использовалась для откачки воды в шахтах. Изобрёл универсальную паровую машину двойного действия. Работы Уатта положили начало промышленной революции в мире. Его именем названа единица мощности - Ватт.

Николя-Жозеф Кюньо (Куньо) (Nicolas-Joseph Cugnot, 1725-1804) - французский инженер. В 1769-70 построил паровую повозку, которую предполагал использовать для перевозки орудий (с 1800 хранится в Музее искусств и ремёсел в Париже).

Николя Леонар Сади Карно (Nicolas Léonard Sadi Carnot, 1796-1832) - французский физик и математик. В 1824 году вышла первая и единственная работа Сади Карно - «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу» (Réflexions sur la puissance motrice du feu et sur les machines propres à développer cette puissance). Эта работа считается основополагающей в термодинамике. В ней был произведён анализ существовавших в то время паровых машин, и были выведены условия, при которых КПД достигает максимального значения. Там же были введены основные понятия термодинамики: идеальная тепловая машина, идеальный цикл, обратимость и необратимость термодинамических процессов.

Этьен Ленуар (Jean Joseph Etienne Lenoir, (1822-1900) - французский изобретатель-самоучка бельгийского происхождения, изобретатель двигателя внутреннего сгорания. Двигатель представлял собой одноцилиндровую горизонтальную машину двойного действия, работавшую на смеси воздуха и светильного газа с электрическим искровым зажиганием от постороннего источника.

Николаус Август Отто (Nicolaus August Otto, 1832- 1891) - немецкий изобретатель-самоучка, изобретатель четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал по привычным для нас тактам: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.

Карл Фридрих Михаэль Бенц (Karl Friedrich Michael Benz, 1844-1929) - немецкий инженер. 31 декабря 1878 года он получил патент на двухтактный бензиновый двигатель. Карл Бенц запатентовал все важные узлы и системы будущего автомобиля: акселератор, систему зажигания, работающую от батареи и свечу зажигания, карбюратор, сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения. Автомобиль Бенца был запатентован в январе 1886 года, а в 1887 году был представлен на Парижской выставке.

Готлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler, 1834- 1900) - немецкий инженер, конструктор и промышленник. Совместно с Вильгельмом Майбахом (August Wilhelm Maybach, 1846-1929) Даймлер разработал один из первых автомобилей и несколько типов бензиновых двигателей внутреннего сгорания.

Братья Джордж и Уильям Беслер (George D. Besler, 1902-?; William J. Besler, 1904-?) - 12 апреля 1933 года продемонстрировали свой паролёт. Мощность двухцилиндрового V-образного парового двигателя составляла 150 л.с. Самолет имел преимущества перед машинами с двигателями внутреннего сгорания: мощность двигателя не зависела от высоты полета и степени разрежённости воздуха, двигатель был совершенно бесшумным, плюс простота конструкции, отсутствие необходимости в дорогостоящих топливе и маслах, экономичность и большой ресурс…
Дополнительно:
Двигатель Ленуара | Материал из Википедии — свободной энциклопедии
За рулем.РФ © Николаус Август Отто
2002-2013 ООО «Фэшн Пресс» © Популярная механика | ПАРОВИЧКИ: БЫСТРЫЕ, БЕСШУМНЫЕ И ПРОСТЫЕ: ПАРОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Паровой шедевр Абнера Добля
Забытые имена. Глава 154. Doble
Popular Science Monthly (July 1933) Vol 123, No. 1 | World’s First Steam-Driven Airplane



понедельник, 7 октября 2013 г.

ПАРОВАЯ МАШИНА (продолжение)



Однако паротехники не сдавались. В течение многих лет в лабораториях шла кропотливая работа по усовершенствованию отдельных частей механизма, по исследованию термодинамических свойств паров высоких температур и давлений. Годы работ не прошли даром. Машина становилась легче, компактнее, быстроходнее и экономичнее. Всё это до поры до времени не привлекало к себе внимание широкой технической общественности, поэтому для многих было совершенно неожиданно появление паровых автомобилей и аэропланов.

Чтобы лучше оценить причины этой «второй молодости» машины Уатта, необходимо хотя бы кратко остановиться на успехах современной теплотехники, обеспечивших эту нелёгкую победу.

Первые конструкторы паровых двигателей почти ничего не знали о перегретом паре, о том, как можно использовать его расширение. Пар, поступавший в цилиндры машины, обладал невысоким давлением и температурой. Инженеры не без оснований опасались взрывов котлов, - техника котлостроения тогда ещё была далека от совершенства. К тому же при высоких температурах пара условия смазки поршней в цилиндрах резко ухудшались.

В то время работа по тепловым двигателям во многих случаях велась чисто опытным путём, наощупь, так как целый ряд вопросов теоретически ещё не был разработан. Прошло много лет, прежде чем была создана теория тепловых двигателей.

В 1824 году французский учёный Сади Карно сформулировал ряд весьма важных положений термодинамики. Чтобы машина была экономичной, то есть потребляла меньше топлива на единицу произведённой работы, учил Карно, необходимо создать в ней возможно больший перепад давлений и температур. Чем больше разница между температурами входящего и выходящего из цилиндра (отработанного) пара, тем экономичнее машина, тем больше её коэффициент полезного действия. Этот простой закон, открытый Карно, стал основой современной термодинамики.

С развитием техники давление и температуру пара в котлах начали постепенно повышаться. Если в первых машинах Уатта давление пара едва достигало 1,5 атмосферы, то к началу XX столетия давление в 10-15 атмосфер стало нормальным для большинства установок. В дальнейшем были введены многократное расширение и перегрев пара.

Перегретый пар при соприкосновении с более холодными стенками не конденсировался в воду, а лишь терял часть своего перегрева. Расширившись в первом цилиндре, пар переходил в цилиндр более низкого давления, где вновь совершал работу, увеличивая общий температурный перепад. Такое многократное расширение позволило разумно использовать пар высокого давления. Применив четырёхкратное расширение при начальном давлении пара в 60 атмосфер и температуре 400 градусов, удалось получить коэффициент полезного действия машины, равным 23%.

Огромные успехи в области котлостроения позволили американским изобретателям братьям Добль создать в 1915 году паровой автомобиль, ставший родоначальником целого ряда конструкций. Котёл «Добль» состоял из змеевика длиной в 175 метров, сделанного из цельнотянутых стальных трубок. Незначительная ёмкость котла (всего 35 литров) позволяла получать пар через 45-50 секунд после пуска горелки. По этой же причине устранялась опасность взрыва, так как запас воды в системе был невелик. Несмотря на это, производительность котла легко могла быть доведена до 2 тонн пара в час при давлении в 100 атмосфер. Установка братьев Добль могла работать на самых низких сортах топлива, совершенно недоступных для использования в двигателях внутреннего сгорания. Несложная система регуляторов поддерживала в нужных пределах давление и температуру пара.
Котёл «Добль»

Автомобиль Добля, модель Е18

Мощность парового двигателя этого автомобиля достигала 80 л.с. при 1000 оборотах в минуту. Вес автомобиля со всей силовой установкой составлял всего 1,8 тонны. Эти паровые машины имели довольно большое распространение, пока не уступили своё место более совершенным конструкциям.

Так же, как в своё время у Даймлера и Бенца, у братьев Добль нашлись многочисленные подражатели. Германская фирма «Геншель», купив у американцев патент и изменив конструкцию силовой установки, приступила к выпуску улучшенных паровых автомобилей.

К 1935 году многие американские и европейские страны освоили производство «нового» вида транспорта. Потомки тележки Кюнью имею ряд эксплуатационных преимуществ перед автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Паровой мотор может работать на тяжёлых сортах топлива – мазуте и сырой нефти. Преимуществами этого двигателя являются также его простота его устройства и способность к длительной работе с большой перегрузкой.

В то время как температура в двигателях внутреннего сгорания нередко достигает 2500 градусов, температура пара даже в наиболее совершенных паровых машинах не превышает 400-500 градусов. Следовательно, условия работы деталей паровой машины более благоприятны, чем в двигателях внутреннего сгорания. Особенности динамики парового двигателя устраняют необходимость коробки скоростей, а расположение его непосредственно около задних колёс автомашины, делает излишним ещё одну дорогостоящую деталь – карданный вал. Наконец, по отзывам ряда специалистов, обслуживание парового автомобиля значительно проще, чем обслуживание автомобиля с двигателями Дизеля и Отто, и доступно персоналу более низкой квалификации.

Значительно снижаются также расходы на топливо и смазку. Если принять общую стоимость топлива и смазки для автомобиля с бензиновым двигателем за 100%, то та же стоимость для дизельного автомобиля составит лишь 11,89%, для парового автомобиля, работающего на газойле, - 16,9% и для парового автомобиля, работающего на нефти, - 6,3%. Таким образом, расходы на топливо и смазку у парового автомобиля, работающего на сырой нефти, почти в 16 раз меньше, чем у автомобиля с бензиновым двигателем! По сравнению с паровым автомобилем преимущество только на стороне автомашины с газогенераторной установкой.
Дополнительно: Паровой шедевр Абнера Добля



воскресенье, 6 октября 2013 г.

ПАРОВАЯ МАШИНА | ТМ 1941


Мне пришлось поработать на двух пароходах и, по моим косвенным наблюдениям, паровой двигатель играючи справляется с той работой, которая непосильна электродвигателю той же мощности; к тому же он неприхотлив в обслуживании и весьма надёжен. Но как это часто случается в истории техники, с рождением новой технологии – старая, несмотря на все её достоинства, надолго забывается. И в 21 веке паровой двигатель уже ассоциируется с клубами пара, дыма, грохотом, свистом, шипением, лабиринтом труб, исчумазанными механиками и прокопчёнными потными котельными машинистами. Поверьте, то, что я застал в восьмидесятые, совсем не походило на современные произведения стимарта.

Паровая машина сделала настоящую революцию на транспорте и в производстве, задав ускоренное развитие производительных сил на многие годы, и потенциал её до конца не исчерпан. Об этом очерк доцента Б.Черномордика, опубликованный в журнале «Техника-молодёжи» №1 за 1941 год. Статья, как мне кажется, весьма познавательная и не утратившая своей актуальности в наши дни.

Едва ли чьё-либо появление на свет ожидалось с таким нетерпением. Развитие промышленности и транспорта задерживалось из-за отсутствия дешёвого и удобного генератора механической энергии. Создание паровой машины было осуществлением тысячелетней мечты человечества о механическом двигателе, способном легко и быстро производить механическую работу.

Паровая машина с первых же лет получила весьма значительное рапространение. Даже невероятная «прожорливость» этого двигателя не могла помешать его популярности. Он продолжал свой победный путь, завоёвывая всё новые и новые отрасли промышленности. Этому способствовали и улучшения в конструкции машины. Увеличивалась её мощность и уменьшался вес. Расположение отдельных деталей становилось более удобным. Вначале машины появились на угольных шахтах, затем на мельницах, в мастерских, на фабриках и заводах. Наконец её установили на колёса.

Сокровенная мечта Леонардо да-Винчи, Ньютона и Стевена создать механическую повозку начинала принимать реальные конструктивные формы.

По двору парижского арсенала, тяжело громыхая, проползла паровая тележка инженера Кюнью. Между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном была проведена первая железная дорога. Паровоз Стефенсона с паровой машиной Уатта повёл первые поезда. На улицах Лондона появились первые паровые автобусы Хенкока. Фультон испытывал на Сене свой первый пароход. Паровая машина завоёвывала транспорт.
Соперник появился не скоро. Только в 1860 году французский механик Ленуар построил двигатель внутреннего сгорания. Двигатель Ленуара работал на газе и не нуждался в дорогостоящей котельной установке.

Газеты наперебой предсказывали быстрое вытеснение паровой машины, а Ленуар был объявлен новым Уаттом. Однако первые же испытания показали, что новый двигатель далёк от совершенства. В 1877 году Николай Отто взял патент двигатель, работающий по четырёхтактному циклу.

Это был конкурент посерьёзней «пожирателя газа», как был прозван двигатель Ленуара.
Паровой автомобиль просуществовал в Англии сравнительно недолго. Воспользовавшись первым несчастным случаем, владельцы дилижансов и железных дорог подали в парламент прошение о запрещении движения автобусов. Ограничения, введённые парламентом в 1836 году, быстро привели к желаемому результату, и через несколько месяцев последний паровой автобус прекратил свою работу.

Исчезнув в Англии, автомобиль полвека спустя появился на континенте. Независимо друг от друга к идее самодвижущейся тележки с двигателем Отто пришли Даймлер и Бенц.
Новые конструкции автомобилей обратили на себя всеобщее внимание. В 1887 году парижанин Эмиль Роже купил у Бенца несколько автомобилей, затем нашлись любители нового транспорта в Германии, Америке и других странах.
Le Petit Journal, 1894

В 1893-1894 годах на улицах Парижа можно было встретить автомобили ряда фирм, копировавших свои конструкции у Даймлера и Бенца. Коляску Бенца копировал его первый покупатель Эмиль Роже. Подражателями Даймлера были Пежо, Панар и другие. Кроме того, к услугам пассажиров были паровой автомобиль Серполе, омнибус Болей и электроаккумуляторная коляска Жанто. Все эти «разношерстные» машины в 1894 году приняли участие в первых гонках «экипажей без лошадей» по маршруту Париж-Руан.
Первым прибыл в Руан автомобиль «Дион» с котлом Серполе. Котёл Серполе представлял собою длинную металлическую спираль, омываемую пламенем горелки, и являлся, таким образом, прототипом современного прямоточного котла. Вторым пришёл к финишу автомобиль Пежо с мотором Даймлера.

Это была последняя большая победа парового автомобиля и первое напоминание о себе его нового соперника.

На гонках, организованных в следующем году, раньше всех пришёл к финишу автомобиль фирмы Панар. Паровой автомобиль был побеждён. Дальнейшие успехи, изредка выпадавшие на его долю, уже ничего не могли изменить. Общие симпатии были на стороне автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Эта машина не имела громоздкой котельной установки, её двигатель не нуждался в предварительной растопке и всегда был готов к действию. Паровой автомобиль ушёл в «подполье», но работы над улучшением его конструкции не прекращались.

Была ещё одна область, в которой паровая машина оказалась побеждённой, - это авиация. До появления лёгких двигателей внутреннего сгорания история авиации была неразрывно связана с развитием паровой машины. Один из первых серьёзных учёных в области воздухоплавания, Джорж Кейли, в 1816 году в своём проекте управляемого монгольфьера в качестве двигателя предлагал паровую машину. Однако невероятная громоздкость паровых машин того времени помешала осуществить этот проект. В 1843 году в Англии была организована «Компания воздушного парового транспорта». Основатель компании изобретатель Хенсон и механик Стрингфелло сконструировали несколько интересных моделей аэроплана с паровыми двигателями. Но дальше моделей дело не пошло.

До начала XX столетия почти все изобретатели, стремясь создать механическую тягу для аэростата и аэроплана, ориентировались на паровую машину. И только успехи братьев Райт, осуществивших в 1903 году полёт аэроплана с двигателем внутреннего сгорания, надолго прекратили попытки использовать паровую машину в области воздухоплавания.

В конце XIX столетия появился дизельмотор. Новый двигатель работал на тяжёлых сортах жидкого топлива, что сулило ему громадное будущее. Возникли первые конструкции тепловозов и электровозов, которые, казалось, пришли на смену устаревшему детищу Стефенсона. И в самом деле, паровоз использует не больше 5-6% теплотворной способности сжигаемого топлива. Сотни миллионов тонн угля расходуется ежегодно на железных дорогах мира, не принося никакой пользы.

Казалось, что паровая машина должна безвозвратно уступить место более совершенному двигателю. Век пара, начатый с таким блеском Джемсом Уаттом, приходил к концу.



пятница, 27 сентября 2013 г.

МАШИНА, ЧИТАЮЩАЯ ВСЛУХ | 1949 ГОД, «ПОПЬЮЛАР САЙЕНС»


Экспериментальное электронное устройство читает вслух печатный текст со скоростью 60 слов в минуту

Некоторое время назад, журнал «Нью Йоркер» (New Yorker) сатирически описал изобретение машины для чтения. Процитируем литературного профессора Энтвайстла: «Очевидно, что наибольшая потеря нашей цивилизации есть время, потраченное на чтение. Мы ускорились практически во всём. Но и сегодня человеку требуется столько же времени, чтобы прочитать книгу, как Данте в прошлом. ...Так что я изобрёл машину для чтения. Операции машины основаны на простой расстановке фотоэлектрических элементов…»

Сегодня исследователи АрСиЭй (RCA, Radio Corporation of America) торжественно представили устройство с «простой расстановкой фотоэлементов», которое будет читать книги для вас. Устройство смотрит на печатный текст и читает его вслух, буква за буквой. Звучит это так, как будто диктор радио говорит по слогам.

Основной недостаток этого изобретения в том, что оно стоит уйму денег.

Читающая машина родилась из исследований по разработке вспомогательных средств для слепых, проводимых совместно Радио-корпорацией Америки (RCA), Управлением по делам ветеранов (Veterans Administration) и военным Управлением научно-исследовательских работ (Office of Scientific Research and Development). Побочный результат этих работ – «читающий карандаш», который выдаёт сигнал определённой тональности для каждой буквы и теперь проходит проверку в госпитале для слепых.

Скорость чтения карандаша около 20 слов в минуту, что конечно намного медленнее, чем скорость чтения пальцами с помощью азбуки Брайля и втрое меньше скорости новой машины. Оба устройства являются экспериментальными, и в настоящее время нет планов по их производству.

Помимо того, что машина может распознать 26 букв по отдельности и таким образом прочитать любое слово, она также может прочитать и несколько слов целиком. Значительно усложнив и увеличив в размере машину, можно было бы сделать так, чтобы машина распознавала больше слов.
Reading machine. "Popular Science", 1949

Но даже в существующем виде машина является кошмаром инженера-электроника. «Простая расстановка фотоэлементов» - это высокая стойка, заполненная радиооборудованием, содержащим более 160 вакуумных ламп. Только часть «мозга» машины использует 960 резисторов. Слишком дорого для домашнего использования, но машина может быть установлена в библиотеках и учреждениях, или подключена в качестве главной станции, обслуживающей нескольких лиц, использующих разные книги.

Данная модель была разработана и построена под руководством Л.Флори (L. E. Flory) и У. Пайка (W. S. Pike) в лаборатории АрСиЭй (RCA Laboratories).

Их читающая машина состоит из трёх основных частей: «глаза» - который смотрит на печатные буквы; «мозга» - который распознаёт 26 букв; и «голоса» - который произносит буквы.
Принцип работы машины (рис. 1)

«Глаз» является по существу сканером, перемещаемым по тексту вручную. Специальная миниатюрная электронно-лучевая трубка формирует восемь отклоняющихся лучей света, вспыхивающих 600 раз в секунду и направленных на букву. Когда сканер проходит над чёрной буквой, световые пятна от лучей света прерываются. Эти прерывания отмечаются фотоэлементом и передаются в «мозг» машины.
Принцип работы машины (рис. 2)

Восемь пятен света вертикально захватывают разные части буквы. Верхние ловят макушку буквы, нижние – подошву буквы и средние – детали в середине буквы, например, такие как перекладина в букве «Н». Прерывание каждого светового пятна формирует характерный, только этой букве алфавита присущий, световой узор.

«Мозг» машины - электронный компьютер, подобный используемым для сложных научных расчётов. Он подсчитывает, сколько раз каждое световое пятно прерывалось и таким образом определяет, какую букву увидел электрический «глаз», а затем передаёт команду «голосу» произнести эту букву.

«Голос» - это 40 магнитных фонографов; один фонограф для каждой буквы и нескольких слов; они составляют словарь машины. «Мозг» запускает фонограф соответствующей буквы, переданной ей «глазом». Фонограф произносит букву и выключается.
SOME time ago, The New Yorker magazine satirically described the invention of a reading machine. “It is obvious,” a fictional Professor Entwhistle was quoted as saying, “that the greatest waste of our civilization is the time spent in reading. We have been able to speed up practically everything. . . . But today a man takes just as long to read a book as Dante did. . . . So I have invented a machine. It operates by a simple arrangement of photoelectric cells. . .”
A simple arrangement of photoelectric cells that will read a book for you now has been unveiled by RCA researchers. The device looks at printed matter and reads it aloud, letter by letter. It sounds like a radio announcer spelling out “R-I-N-S-O”. This work also produced the “reading pencil”, which sounds a different tone signal for each letter and is now being tested with blind hospital patients…
Источник: Попьюлар сайенс, Февраль 1949 | Reading Machine Spells Out Loud by Martin Mann, photos by Hubert Luckett | Popular Science, Feb, 1949 © перевод мой



воскресенье, 22 сентября 2013 г.

ПОЛИГРАФ - ДЕТЕКТОР ЛЖИ


По определению данному Словарём Коллинза (Collins English Dictionary © HarperCollins Publishers) полиграф - [от греческого: ρολύ - указывает на множественность, и γράφω - писать; многописание] это:
1. (Медицина) инструмент для одновременной электрической или механической записи нескольких параметров состояния физиологической активности организма, как например: кровяного давления, электрического сопротивления кожи, частоты пульса и дыхания, потливости; потенциально может быть использован как детектор лжи.
2. (Издательское дело: книги, журналы, газеты; изготовление плакатов, бланков, открыток и т.п.) устройство для получения большого количества копий какого-либо изображения (букв, знаков, рисунков).

Пропустим издательское дело и перейдём к краткой истории полиграфа – детектора лжи.
Суд царя Соломона. Поль Гюстав Доре,1877

Итак, полиграф (обычно называемый детектор лжи) - медицинский прибор для одновременного измерения и фиксации (документирования) физиологических реакций организма испытуемого по нескольким параметрам, в то время когда ему предлагается ответить на ряд вопросов. Совокупность полученных результатов интерпретируется как признак и доказательство того, что показания испытуемого были правдивы или были ложны.

То есть, как мне кажется, проверка на полиграфе есть некая современная форма ордалии.
Человечество всегда искало пути отличить правду ото лжи. На протяжении веков применялись различные методики, многие из которых были весьма жестокими, например, ордалии в средневековом процессе - испытания посредством огня и воды. Испытание огнем состояло в держании руки на огне или в держании руками раскалённого железа. Испытание водою производилось кипящей, или холодной водою. При испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водою обвиняемого, перевязанного верёвкою, бросали в воду, и если он шёл ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным. Несмотря на свою примитивность, каждый метод был основан на некой форме физиологической реакции испытуемого в отношении конкретного события. Эта физиологическая реакция, в свою очередь, проявлялась в определённые узнаваемые симптомы, которые служили признаком невиновности или доказательством вины. Не слишком то много людей выдерживало эти испытания!
Экспиремент доктора Анджело Моссо

В 1878 году наука пришла на помощь искателям истины в лице итальянского физиолога Анджело Моссо (Angelo Mosso). Моссо использовал инструмент под названием плетизмограф (plethysmograph) в своих исследованиях изменения сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности под влиянием эмоций и страхов у допрашиваемых.
Гидросфигмограф (hydrosphygmograph)

Научный прибор под названием гидросфигмограф (hydrosphygmograph), для целей криминалистики, использовал в своих экспериментах по измерению физиологических состояний подозреваемых во время полицейского допроса, итальянский врач, психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso) в 1895 году. Хотя Ломброзо и не был изобретателем устройства, он был первым человеком, который успешно использовал прибор как средство для различения истины ото лжи в показаниях подозреваемых в совершении преступлений.
Один из ранних чернильных полиграфов

В 1906 году мы находим первое упоминание о «полиграфе». В статье, опубликованной в британском медицинском журнале «Ланцет» (The Lancet), доктор Джеймс Маккензи (Dr. James MacKenzie) рассказал о своём «чернильном полиграфе» (Ink Polygraph). Маккензи никогда не использовал и не предполагал использовать свой полиграф в качестве инструмента для обнаружения обмана, однако это было первое устройство, содержащее все существенные признаки настоящего детектора лжи сегодняшнего дня.
1938 год. Уильям Марстон и его детектор лжи

Отцом же детектора лжи считается американец доктор психологии Уильям Марстон (William Moulton Marston, 1893-1947), разработавший методологию детекции лжи по показаниям систолического давления крови и частоте пульса испытуемого.
В 1921 году Джон Ларсон (John Augustus Larson, 1892-1965) - офицер полиции Беркли, штат Калифорния, усовершенствовало технику Марстона. Его детектор на основе сфигмоманометра Эрлангера (Erlanger Sphygmomanometer) непрерывно обнаруживал и фиксировал изменения в дыхании испытуемого, его кровяное давление и частоту пульса в ходе допроса.
Полиграф Килера

В 1935 году Леонард Килер (Leonarde Keeler, 1903–1949), имевший опыт работы с Джоном Ларсоном, усовершенствовал инструмент. Он сделал его переносимым и добавил ещё один канал: кожно-гальванической реакции - компонент измерявший изменения электрического сопротивления кожи испытуемого и потоотделение. Полиграф Килера ознаменовал рождение детектора лжи таким, каким мы его знаем сегодня.
В СССР пионером становления и развития аппаратурного метода детекции лжи был психолог Александр Романович Лурия (1902–1977). В основу исследований, проведённых им во второй половине 20-х годов, был положен широко применявшийся в экспериментальной психологии ассоциативный метод, в дополнение к которому Лурия предложил ввести запись на приборе быстроты двигательной реакции испытуемого на слова-раздражители.
И в заключение хотел бы ещё раз отметить - полиграф не обнаруживает ложь или истину, это лишь медицинский инструмент для одновременной фиксации нескольких параметров состояния физиологической активности организма испытуемого, которые могут интерпретироваться весьма широко.
Дополнительно:THE POLYGRAPH HISTORY; The Polygraph Museum Web Site; Юридическая психология в лицах | Лурия Александр Романович; THE LIE DETECTORS by Ken Alder; Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 | Dei iudicium; Варламов В. А. Детектор лжи. М., 2004



четверг, 12 сентября 2013 г.

КОГЕРЕР


"КОГЕРЕР (трубка Бранли, фриттер) - устройство, применявшееся в качестве детектора в первых по времени радиоприёмниках. Состоит из трубки, заполненной металлическими опилками и представляющей большое сопротивление току. Если до когерера доходят электрические колебания, то благодаря искрам, проскакивающим между опилками, сопротивление когерера падает, и он начинает пропускать ток"
- Самойлов К. И. Морской словарь. Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941
Эдуард Бранли в своей лаборатории

Трубка Бранли

Когерер (англ. сoherer) – детектор радиосигналов, используемый в первых радиоприёмниках начала 20-го века, был изобретён в 1890 году французским учёным Эдуардом Бранли (фр. Édouard Eugène Désiré Branly, 1844-1940). Устройство Бранли представляло собою стеклянную трубку, наполненную металлическими опилками, имеющими высокое активное сопротивление. Электромагнитный сигнал, подаваемый на трубку, вызывал разрушение слоя окисла на поверхности опилок, они «сплавлялись» друг с другом, вследствие чего сопротивление когерера падало. Для приведения трубки Бранли в первоначальное состояние её нужно было встряхнуть, чтобы нарушить контакт между опилками.
В 1894 году устройство было модернизировано Оливером Лоджем (англ. Sir Oliver Joseph Lodge, 1851-1940) - британским физиком, одним из изобретателей радио. Лодж добавил к трубке Бранли «прерыватель»-трамблёр в виде ударника с часовым механизмом, встряхивающим порошок через равные промежутки времени и назвал устройство «когерером». Модифицированную трубку Бранли он использовал в своём «Приборе для регистрации приёма электромагнитных волн», продемонстрированном 14 августа 1894 года на заседании Британской ассоциации содействия развитию науки в Оксфордском университете, где произвёл первую успешную передачу и приём радиотелеграфного сигнала. Устройства, приводящее когерер в первоначальное состояние, позднее получило наименование декогерер.
Грозоотметчик Попова

Русский изобретатель радио - Александр Степанович Попов (1859-1905) в 1895 году усовершенствовал конструкцию когерера, введя в схему автоматическую обратную связь: от электромагнитного сигнала срабатывало реле, которое включало ударник, встряхивающий трубку.
Вакуумный когерер Маркони

В 1899 году Джагдиш Чандра Боше (англ. Sir Jagadish Chandra Bose, бенгали: জগদীশ চন্দ্র বসু;, 1858 -1937) - индийский изобретатель радио создал ртутный когерер (ron-mercury-iron coherer) повышенной чувствительности, взятый за основу другим отцом радио, энергичным и неутомимым энтузиастом-практиком Гульельмо Маркони (итал. Guglielmo Marchese Marconi, 1874- 1937). Когерер Маркони представлял собою запаянную вакуумную трубку с 4-милиметровыми электродами, срезанными под углом в 15 градусов; смеси металлических опилок между электродами в пропорции: 95% никелевых и 5% серебряных с небольшой добавкой ртути.

Устройство беспроволочного телеграфа Маркони (приёмная часть)

В современном понимании когерер с декогерером можно рассматривать как элементарный автомат, включающий собственно элемент памяти и комбинационную схему, называемую схемой управления или входной логикой. В силу своей природы когерер не обладает способностью демодулировать сложные аналоговые сигналы (радиотелефонию), он может использоваться, и использовался только как простой регистратор наличия или отсутствия высокочастотного электромагнитного сигнала. Но в начале двадцатого века когерер являлся единственной и ключевой технологией позволявшей зафиксировать и обработать радиосигнал, и неслучайно все отцы радиосвязи приложили руку к его совершенствованию и развитию.

Источники: ScientificLib.com | Edouard Branly; The Project Gutenberg EBook of The Progress of Invention in the Nineteenth Century., by Edward W. Byrn; SIR JAGADISH CHANDRA BOSE - the unsung Hero of Radio Communication; Fessenden and Marconi: Their Differing Technologies by John S. Belrose; Coherer | From Wikipedia, the free encyclopedia;Лодж, Оливер Джозеф Эдуард | Материал из Википедии — свободной энциклопедии



пятница, 2 августа 2013 г.

ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ПК


«Микро-80», «Радио-86РК» и «Микроша»

На фото автор статьи Сергей Николаевич Попов

В 1978 году по странному стечению обстоятельств в МИЭМ (тогда Московский институт электронного машиностроения) пришла посылка из Киева (НПО Кристалл), адресованная на самом деле в ИНЭУМ (Институт электронных управляющих машин). Посылку мы приняли и заныкали. Вот так у нас появились первые К580ИК80 и К580ИК55 в планарном корпусе. Иногда, думаю, что это было не случайно... Ещё приятной неожиданностью стало то, что Геннадию Вадимовичу Зеленко (так официально по имени и отчеству - так как Геннадий был наш начальник, а мы были моложе ) удалось заиметь родной интелловский каталог семейства 8080.
Микропроцессор K580IK80A (Аналог Intel 8080). 1979

В 1979 году мы разработали и собрали первый образец - прообраз "Микро-80». В качестве терминала был Videoton-340 подключенный через 51 порт на скорости 1200 бит/с, считыватель перфолент FS-1500 (1500 символов в секунду!). ОЗУ было 4 Кбайта на микросхемах К565РУ2 (потом спаяли еще на 8 Кбайт - 64 микросхемы!). ПЗУ не было, а была платка с двумя микросхемами I2101 (256x4) для начального загрузчика. Первое время каждое утро надо было с тумблеров записывать в это ОЗУ загрузчик с перфоленты (около 50 байт). Затем загружался монитор с перфоленты. А потом Зеленко притащил аккумулятор на 6В от своего мотоцикла - через стабилизатор хватало на неделю... Первый монитор у нас был объёмом 4КБ, встроенный дизассемблер. В нем была полезная фича - на дампе памяти соединял "+" коды двух - и трехбайтовых команд. В общем получился нормальный такой микрокомпьютер.

Лет десять спустя я узнал о первом ПК - "ALTAIR" и был приятно удивлен совпадениями. Где-то видел тему, о том как бы надо было делать "Микро-80». Похоже, альтернативы не было - повторение магистрально-модульной архитектуры миниЭВМ.
Где-то в это время нам перепало две микросхемы I2708 (1Кх8), и появилась возможность записать в ПЗУ монитор. Пришлось разработать программатор, программку и переписать монитор - сократив его до 2-х килобайт. Когда работали с первыми ультрафиолетовыми ППЗУ единственным средством стирания была оказавшаяся у кого-то венгерская лампа для загара. Она сильно грелась, а спектр больше подходил для людей, чем для I2708. Короче, ППЗУ помещалось где-то в полуметре от лампы, стиралось минут 30. Все ходили посреди зимы красные как раки. Потом был обнаружен в галантерейном отделе косметический прибор для МУЖЧИН!!! После бритья, якобы морду лица пооблучать... Замечательный прибор уже работает 30 лет. Да здравствует флэш и магниторезистивная память!
Мои коллеги - Геннадий Зеленко, Виктор Панов получили "вычислительное" образование и имели чёткое представление, каким должен быть компьютер. Я, наверное, к счастью, не имел таких представлений и сразу решил, что у меня дома тоже должен быть компьютер. Сейчас трудно себе представить, но мысль о том, что информацию можно отображать на экране телевизора, а программы и данные хранить на кассетном магнитофоне представлялась крамольной (у подавляющего большинства отечественных телевизоров не было видеовхода, получить его было можно только покопавшись во внутренностях).
Поэтому я втихаря занялся дисплейным модулем и поиском метода записи на магнитофон. Сейчас, конечно, дисплейный модуль "Микро-80» кажется примитивным, но радость, испытанная при получении первой картинки, ни с чем не сравнима. Псевдографический режим (где-то на выставке "Связь" подсмотрел на каком-то терминале) тоже казался верхом совершенства.
После перепробования разных методов (двухчастотная модуляция, манчестерский код) остановился на двухфазном кодировании. Записав и прочитав без ошибок на кассету С-90 почти мегабайт(!) чувствовал себя информационным банкиром.
Таким образом, к 1980 году появилось то, что можно было бы показывать людям.
Итак, 1980 год, мы переполненые желанием всем рассказать и показать как это здорово - микропроцессор и компьютер начали тыкаться повсюду. Посещали всякие организации (ИТМ и ВТ, ИНЭУМ, НИИ Счетмаш...). А там, конечно, у всех свои планы и представления.
Удалось, по случаю, показать машинку зам.министра Радиопромышленности СССР Горшкову. А надо сказать, что это министерство курировало почти всё производство вычислительной техники в СССР. Навсегда запомню невообразимую руководящую мудрость.
Дословно: "Ребята, хватит заниматься ерундой. Персонального компьютера не может быть. Могут быть персональный автомобиль, персональная пенсия, персональная дача. Вы вообще знаете что такое ЭВМ? ЭВМ это 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно!"
Но тут партия и правительство в 1981 году приняло с чьей-то неслабой подачи постановление о развитии микропроцессорной техники в СССР, и дело сдвинулось, как ни странно. В начале 80-х в Москве сложилась, как сейчас говорят - неформальная тусовка на базе МНИИПИ - Международного института проблем управления. Там работал замечательный человек (царство небесное) Валерий Чуклов. Это был институт именно международный - для стран СЭВ. Начальник отдела проф. Дудников часто ездил за рубеж и привозил то софт, то микросхемы, то целый ZX81. Ну а ещё всех привлекало наличие в лаборатории Валеры - INTELLEC MDS-800 - интелловской системы разработки. (По-моему в Москве было еще 2-3 штуки, но на закрытых ящиках). Именно оттуда и появилась CP/M 2.2 в СССР. Появилась, и я бросился изучать, адаптировать и ставить - а на что? К счастью братья-поляки освоили производство 8-дюймовых дисководов. Это было хитрое устройство - сдвоенный привод (потом многие познакомились с ним на ЕС-1800). Еще у него была одна странность - позиционировал головку на -1 дорожку, а не на нулевую. Почему - не знаю, но мне это здорово увеличило сроки разработки. От доброты душевной Валера подарил I8271 - контроллер флоппи. Быстро была спаяна плата, переписан BDOS и тут затык. Контроллер одинарной плотности выдает/принимает 1 байт за 32 мкс. А на процессоре с тактовой 1,77 МГц мне не хватало для приема и записи в буфер с индексацией указателя (ПДП-то не было!) буквально двух-трех микросекунд. Удалось найти нестандартное решение: по команде IN PORT процессор переходил в режим ожидания, а сигнал готовности байта формируемый I8271, сбрасывал триггер и осталось только считать байт. А так надо –
М: IN PORT
ANI MASK
JNZ М
Убрав 2 команды из цикла уложился в 32 мкс... С "-1» дорожкой удалось справиться - при появлении сигнала "Траск0" я формировал импульс на "Step+1» и получал 0 дорожку.
Вместе с CP/M появилась возможность нормальной разработки, куча компиляторов, всяких экзотических в то время пакетов. Например, Multiplan - далекий предок Excel.

В конце 80-х прочитал в английской версии журнала "Byte" статью Стива Возняка о его рождественских семидневных мучениях с первым контроллером флоппи и драйвером. Решались те же проблемы быстродействия.
А вот еще вспомнилась история про загадочный матричный принтер фирмы WANG. В Госплан СССР было закуплено несколько этих популярных в 70-е годы американских миниЭВМ. Особенностью этой машинки был аппаратный интерпретатор Бейсика. Так вот она снабжалась матричным принтером с рулонной подачей бумаги, формат А3. У них валялся неисправный, и они с удовольствием от него избавились и ни малейшей документации (какая там техподдержка в те годы...) Принтер весил килограмм 30, но это был самый маленький в те времена, что мне приходилось видеть...
Теперь я знаю, что у него был интерфейс CENTRONICS - а в то время (79-й год) это непонятный разъём и НОЛЬ информации о контактах. И вот началась исследовательская работа ("взлом принтера" - сейчас даже как-то смешно…). Прежде всего, выяснилось что на ТТЛ сигналы он как-то реагирует. Через два 55-х порта и буфера был подключен к Микро-80. На него подавались всякие варианты сигналов, и регистрировалась реакция как программно, так и визуально. Иногда он что-то печатал, иногда дёргался, иногда начинал крутить бумагу. Но нашему человеку нет преград! Помучались, разобрались с контактами, управляющими кодами (оба-на - вдруг запечатал жирно и красиво...)
Так вот, помучавшись с непониманием, пришло нестандартное решение. Надо сказать, что я с 7-го класса был радиолюбителем, и у меня была детская мечта напечататься в журнале "Радио". Я и предложил - давайте сходим туда (благо рядом), авось что и получится.
И вот, вооружившись фотографиями и набором умных слов, мы с Зеленко пришли в редакцию. Говорим, так и так, хотели бы на просветительской ниве поработать, много знаем, много умеем. Вообще, достойно представились. Общались с зам. главного редактора, великолепным профессионалом Степановым Б.Г. Опять совпадение - как раз партия указала на необходимость пропаганды микропроцессорной техники - а тут мы с неба свалились. В принципе первоначальные договорённости были о том, что неплохо бы в популярной форме рассказать о микропроцессорах и не более того. А мы - вот если схемы, программы, чтоб сами делали.... Ответ Степанова - "А где взять комплектующие, а как быть тем у кого нет доступа к какой либо ЭВМ?" Говорим: "Всё сделаем с нуля, так, что с помощью палок и верёвок можно было все запустить".
Ну вообще понеслось... Честно говоря, когда недавно пересмотрел эти статьи - не стыдно. Настало время писать о программах и придумать как их распространять. И вот мы показываем HEX-dump Степанову и говорим - это программа МОНИТОР, её надо напечатать в журнале, и народ совершит подвиг, нащёлкает тумблерами, запишет в ПЗУ ("прошьёт" - недавний термин) запустит и получит счастье. И тут неожиданно: "А что если народ нащелкает, запишет, запустит - а на экране СМЕРТЬ КПСС! Сядем все!"
Под честное пионерское дампы напечатали, народ нащёлкал, записал, запустил и на экране ни слова про КПСС...
Где-то в 82-83 году к нам в лабораторию пришли сначала студенты, а потом инженеры Дима Горшков и Юра Озеров. Талантливые ребята, получившие профильное образование. Дотошные, достаточно быстро выяснили, что в знакогенераторе "МИКРО-80» я сделал закладку. В неотображаемый управляющий код 1EH я вставил свои инициалы - СП.
(Проступок совершён по молодости, думаю меня можно простить...) Ребята тут же написали на Бейсике программку "Бомбардировщик". Из летящего самолетика надо сбрасывать бомбы на выскакивающих внизу сп сп ... Дима и Юра внесли свежую струю. Дима как программист, Юра - как аппаратчик. С ними (но не только) связано появление РК86.
В 1983 году по инициативе академика Ершова Андрея Петровича создавался журнал "Микропроцессорные средства и системы". Помню, нам позвонили, представились и предложили написать статью для первого номера 1984 года. Я тогда как раз пытался решить задачу - как запускать CP/M без дисков. Слава Богу, появилась память 565РУ5 и 64К или даже 128К уже были реальны.
Надо было найти способ переключения страниц памяти, чтобы организовать электронный диск. Нашлось решение - использовать признак обращения к стеку в слове состояния для переключения банков. Сказано - сделано, написан драйвер для CP/M. Создана лента - образ диска. Загрузил, запустил - и ты в ДОС, хотя наверное, это уже не дисковая, а магнитофонно-оперативная МООС система...
Отношения с журналом складывались достойно, за несколько лет был опубликован ряд статей. Через журнал появились новые знакомства, новые необычные ощущения... Я имею в виду следующее:
Где-то в 85-86 году МПСиС организовал в большом зале Политехнического музея цикл лекций по микропроцессорам и компьютерам. Пришлось читать там несколько лекций. Необычность ощущений связана с каким-то, пожалуй, философским чувством. Помню, что-то рассказываю, аудитория полна, а я вспоминаю кадры хроники, как в этом же зале в шестидесятые читали свои стихи при полной аудитории Евтушенко, Вознесенский, Ахматова. Думаешь: надо же, мир стал более рациональным что ли. Полный зал физиков, а не лириков...
После публикаций в журнале "Радио" к нам повалили гости (а в редакции нам передавали буквально мешки писем). Самый разнообразный народ. Вообще, всё было вполне осознанно. Мы понимали, что в небогатой на события, интересную информацию и развлечения обстановке возможность самому сделать компьютер, написать для него программу - это какой-то новый вид деятельности, захватывающий, необычный, будоражащий... Да потому что сами прошли через это.
Из интересного - это обращение к нам из института трансплантологии искусственных органов. Требовалось сделать что-то вроде системы контроля потока крови (вот ведь не помню уже - записывать надо). Академик Шумаков проводил тогда первые операции на телятах. Не всё было удачно, поэтому в столовке института всегда была свежая телятина - и это был немаловажный фактор для углубления сотрудничества...
Вспоминается серьезный мужчина, приехавший с БАМа, где он занимался проектированием мостов и туннелей. Он сразу взял быка за рога - "Ты мне делаешь компьютер, я тебе плачу деньги". Я не сразу согласился, но предложенные им 1500 руб. сыграли свою роль. Получился замечательный такой комп в корпусе от усилителя для кинозалов КИНАП. Кстати в этой связи у меня есть почётная грамота за помощь в строительстве БАМа!!!
Где-то в эти годы (1982-1984) к нам приехал Донат Темиразов из Кишинёва. Огромный такой парень - под два метра ростом. Высокий профессионализм сразу подкупил. Он часто бывал у меня дома. Основное развлечение - запись с дискет на ленту всяких программ. Считаю его компьютер "Вектор-06Ц" - лучшим из отечественных 8-разрядных. Очень лаконичная конструкция, масса собственных идей. Я бы сравнил его со Спектрумом по оригинальности решений, инженерному минимализму и доступности для повторения. Донат в конце 80-х перебрался в Москву, встречались, но уже 20 лет не виделись. Конечно популярность компьютера на 70% это его ПО, но и технические возможности конечно...
В 1985 году прошел слух - именно слух, что предполагается компьютеризация школ и якобы объявлен конкурс на школьный компьютер. Ну, мы подхватились - надо делать одноплатный компьютер, минимум микросхем, интегрированный в корпус с клавиатурой. В это время микропроцессорный набор К580 расширялся, и удалось воспроизвести i8275 - КР580ВГ75. Он и стал основой.
Схемотехника в основном реализована Юрием Озеровым. Адаптацию монитора сделал Дмитрий Горшков. Встал вопрос, как назвать - тут Виктор Панов говорит – МИКРОкомпьютер, ШколА - предлагаю "МИКРОША". Мы уже свыклись с этим названием. Изготовили несколько экземпляров навесным монтажом. (Кстати в Википедии обнаружил, что оказывается был такой персонаж в "Незнайке" Носова - Микроша. Может Виктор дочке Незнайку читал в это время?) Конкурс прошёл мимо… Там была предложена продуманная система УКНЦ...

Вспоминаю, что у нас было много споров о составе компьютера. Я к этому времени уже сделал полнофункциональный компьютер, содержащий ГФ24, ВК28, ВН59, ВТ57, ВИ53, ВВ55, ВВ51. Я предлагал задействовать всю мощь набора и обеспечить шину расширения. Но возобладали минималистские взгляды (жизнь показала, что оно к лучшему). Правда, я потом немного оторвался на Микроше, но об этом потом...
Итак мы опять потянулись в "Радио"... "Микроша", микроша - а нам - "РАДИО-86РК" и точка! Ну так, продолжу. Не помню с чей подачи, протекции, мы поехали с Зеленко на ЛЭМЗ демонстрировать РК86 (Микрошу). ЛЭМЗ уже имел опыт производства АГАТа. Нами двигал чистый энтузиазм, собственное эго, пожалуй... Никакой коммерции. Увидеть свою разработку в промышленном виде - вот оно счастье. Были приняты директором и главным инженером. В кабинете директора подключились к его телевизору (помнится что-то пришлось нашаманить внутри по-быстрому, под обещание, что ТВ не сгорит).
Позагружали программки, штуки три. Поговорили, что-то отвлеклись. Я сидел рядом, слышу, главный инженер на ухо директору нашептывает: "Да у них всего три программки, вообще ерунда, народ брать не будет". И тут я приобщился к принципу мыслительного процесса настоящего руководителя. Директор немного подумал и сказал:
"У нас народ, когда "Жигули" покупает, кто-нибудь, хоть раз спросил - "а бензин есть?" - Вот и компьютеры будут брать!"

Сама поездка, по сути, была инспирирована нашим недопониманием, что совокупный производственный потенциал любителей в те годы превышал возможности любого предприятия. В принципе, это одна из причин отличий между РК и Микрошей.
"Микроша", в том виде как она известна - по странному стечению обстоятельств одновременно и сын и отец "РК86". "Микроша" в качестве имени была раньше, а "тело" приобрела позже. А по сути, "Микроша" это такой же клон "РК", как и все остальные - улучшения, расширения...
Я решил сделать возможность расширения, звук на таймере, ОЗУ 32К. Ну Вы знаете... Очень сожалею, но не помню абсолютно ФИО того человека на ЛЭМЗ, который курировал и возглавлял всю работу (резервные копии полезны не только для жестких дисков...). Может, кто напомнит? Первый экземпляр разведенной платы передали мне и я его отлаживал (где-то антресолях должен сохраниться...)
Первые экземпляры "Микроши" были уникальной вещью - совершенные бронированные машины... Корпус, пока не было пресс-формы, был алюминиевый, так думаю фрезерованный из цельного куска. Вес - килограмм 5-6! Приятно в руки взять...
Монитор переписал под новые реалии в "Микроше". Помня описанный выше разговор главного инженера с директором, решил написать какую-нибудь игрушку для "Микроши". У меня подрастал сын - и для него тоже. Так появилась игра "Цирк". Пару лет спустя увидел "Арканоид" - идеи действительно витают в воздухе...
Кстати, о сыне. Когда я писал про программирование на Бейсике для "Радио" (в 1984, а вышло в 1985), то основные тезисы записывались в такой обстановке: одна рука качает коляску, другая стучит по клавишам... (Да, многим наверное знакома ситуация). Ну вот пассажир коляски и стал тем самым - "АНТОН, СКОЛЬКО БУДЕТ..." , "МОЛОДЕЦ АНТОН!" и т.д.
Компьютеры, микропроцессоры... Сегодня их влияние на жизнь не замечает разве что ленивый. Весьма курьёзный случай, произошедший году так в 1987 и мне дал зримые подтверждения этого влияния. Хотя, конечно, весьма в своеобразной форме:
Раздается звонок в квартиру. Приоткрываю дверь. Сразу в проём просовывается внушительного вида чемодан. За чемоданом его владелец, интеллигентного вида мужчина. Недоуменно смотрю на него и жду разъяснений. Первая фраза - "Я развёлся с женой", вид чемодана, заставили мысленно перебрать массу не очень приятных вариантов. Но далее последовало разъяснение, которое все поставило на свои места. Он объяснил, что жена не даёт видеться с ребенком, если он не обеспечит ребенка компьютером.
Мужчина, на мой взгляд, совершил подвиг. Будучи человеком далёким от этих вопросов сам прочитал описание "РК", раздобыл комплектующие, спаял. Всё заработало! Но проблемы с записью и чтением с магнитофона...
И вот открывается чемодан - там "РК", магнитофон, компактный телевизор. Мы расположились у меня. РК работает, магнитофон новенький с иголочки, всё воспроизводит, даже Пугачеву... Убедившись, что с "РК" все в порядке, я предложил ему разобрать эту "Электронику", честно предупредив, что гарантию он потеряет. Разобрал... Хоть бы один проводок какой для приличия был припаян к разъёму внутри магнитофона... Припаяли, порядок. На первое время это помогло (она, бывшая жена, думала что поставила перед ним совершенно невыполнимую задачу - не тут-то было!). Потом он звонил мне, сказал, что "старуха" требует теперь что-то совсем безумное... Вот, такая история для несуществующего журнала "Микропроцессоры и жизнь"...



понедельник, 22 июля 2013 г.

ИСТОРИЯ ФЛОППИ-ДИСКА (ОКОНЧАНИЕ)


Computer Data Storage — Floppy Disks. Фото с сайта oldcomputers.net

Успех Apple II сделал 5.25 дюймовые дисководы отраслевым стандартом. Подавляющее большинство персональных компьютеров CP/M-80, конца 70-х - начала 80-х были укомплектованы такими дисководами. Первый IBM PC, выпущенный в 1981 году, на выбор оснащался одним или двумя 160 килобайтовыми дисководами гибких дисков.

В начале 80-х годов, флоппи-диски стали переносимым форматом хранения де-факто (лента была низведена до узкоспециализированного применения уровня предприятия). Сначала дисководы имели только одну головку чтения / записи, но быстро приобрели - вторую. Это означало, что к выпуску IBM PC XT в 1983 году, ёмкость двусторонней дискеты увеличилась до 360 килобайт.

Были и некоторые столкновения в гонке форматов. Так, например, DEC Rainbow компании DEC, представила свой собственный несовместимый стандарт. Её 5.25 дюймовые дискеты были односторонними, но имели вдвое большую плотность записи; стоимость одной упаковки, состоящей из десяти дискет, в 1983 году была 45 долларов – в два раза дороже стандартных дисков.

К счастью расщепления рынка персональных компьютеров из-за несовместимости форматов дисководов не произошло. Как данные хранятся, в каком файловом формате - это другой вопрос. Например, формат данных CP / M был нечитаемым на персональных компьютерах с операционной системой DOS, но некоторые программные утилиты, такие как Media Master обещали конвертировать данные из одного формата в другой.
Билл Гейтс на обложке журнала "Тайм", апрель 1984 (на пятидюймовой дискете, вероятно, дистрибутив MS DOS 2.11)

Так что простор для инноваций в этой области был. В 1984 году IBM представила IBM AT PC. Модель комплектовалась 5.25-дюймовым дисководом высокой плотности записи и могла работать с дисками ёмкостью 1.2 Мб.

Множество других флоппи-дисководов и дисковых форматов (2.0, 2.5, 2.8, 3.0, 3.25 и 4.0 дюйма) рождалось и умирало; но один, 3.5 дюймовый, представленный Sony в 1980 году – оказался живучим и выиграл гонку.

Лидером формат стал не сразу. Лишь после одобрения Microfloppy Industry Committee «нового» формата, дисковод был принят в качестве стандартного: Apple для Macintosh, Commodore для Amiga, Atari для Atari ST. Рынок IBM-совместимых персональных компьютеров вскоре последовал их примеру. К 1988 году, продажи 3.5 дюймовых дискет обогнали продажи 5.25 дюймовых. Тем не менее, большинство компьютеров по прежнему комплектовалось двумя флоппи-дисководами, но разными – 3.5 дюймовым и 5.25 дюймовым, в дополнение к уже ставшему обычным жёсткому диску.

Ёмкость первых 3.5 дюймовых дисков составляла лишь 720 килобайт. Они стали популярны из-за более удобного карманного формата и более прочной конструкции (если вы вдруг прокатились на офисном кресле по одному из них, был шанс, что данные уцелеют). Другой вариант привода, с использованием модифицированной частотной модуляции (Modified Frequency Modulation, MFM), позволивший хранить на 3.5 дюймовой дискете 1.44 мегабайт данных, стал использоваться на компьютерах IBM - PS / 2 и Apple - Mac IIx с конца середины 1980-х.

К этому времени, хотя флоппи и будут продолжать развиваться, наступали времена других технологий.

В 1991 году Джобс представил расширенной плотности (extended-density, ED) 3.5 дюймовую дискету в своей линейке компьютеров NeXT. Она вмещала 2.8 мегабайт данных. Но этого уже было недостаточно. Пришло время других портативных форматов, которые могли хранить больше данных, например, магнито-оптических устройств и Zip-дисководов от Iomega; началось выталкивание дискет из бизнеса.

Настоящими же убийцами дискет стали CD и DVD многоразовой записи, а последним гвоздём в крышке гроба стал USB-флеш-накопитель. Сегодня, 64 Гб флешка может хранить больше данных, чем все дискеты, которые я когда-либо имел и которыми пользовался.

Благоденствие Apple началось с дисковода гибких дисков, но по иронии судьбы, эта фирма первая и отказалась от них. В 1998 был представлен iMac - первый компьютер без флоппи-дисковода.

Спустя двенадцать лет дискета умерла. Sony, которой принадлежало 70% рынка 3.5 дюймовых дискет, в 2010 году объявила, что она остановила их производство.

Сегодня ещё можно купить новые 1.44 мегабайтовые дискеты и дисководы к ним, но другие форматы уже нужно искать на eBay или на «блошиных» рынках. И если вы действительно хотите новый 3.5 дюймовый дисковод и дискеты к нему, я бы посоветовал поторопиться. Их дни сочтены.

Они исчезают даже из памяти, и я должен напомнить, насколько важны были дискеты в своё время. Без них наш текущий компьютерный мир просто не мог бы существовать. Прежде чем Интернет стал доступен, были дискеты; они позволяли обмениваться информацией, создавать программы и торговать ими. Дискеты были тем, что сделало «персональный компьютер» - действительно персональным. « НАЧАЛО СТАТЬИ