"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10
Екклезиаст гл.1 ст. 10
среда, 26 декабря 2012 г.
Дед Мороз - биографический очерк
Дед Мороз - аналога этому имени нет в западном ёлочном фольклоре, и его образ, несмотря на кажущуюся схожесть с Санта Клаусом, явно другой. Взять хотя бы гардероб Деда Мороза: тёплый длиннющий тулуп, валенки, рукавицы и меховая шапка; по погоде, по возрасту и по статусу!
Он царственен, но справедлив и добр. Положение обязывает его разъезжать на великолепной тройке с бубенцами в сопровождении Снегурочки (о ней особый разговор), и входить на праздник Нового Года через парадный вход, и то только после настойчивых приглашений и просьб. Короче – серьёзный старикан. Однако, так было не всегда.
Создание образа Деда Мороза, как обязательного персонажа новогоднего ритуала, приписывается советской власти и приурочивается к 1936 году, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
Однако Дед Мороз возник не на пустом месте; в основных чертах, оформление образа русского дарителя ёлки и подарков, началось под влиянием западноевропейской традиции в XIX веке, и растянулось на многие десятилетия. Его прообразами были и немецкий Старый Рупрехт (1861), и святой Николай или Дедушка Николай (1870), и литературный персонаж, Мороз Иванович, из "Детских сказок дедушки Иринея" В.Одоевского (1840), и Морозко из одноимённой сказки. К началу XX века, персонифицированные литературно-фольклорные образы властителя русских лесов Мороза, оформились в представление о Дедушке Морозе. К этому времени он обрёл характерную внешность и атрибутику; и постепенно становился персонажем детской литературы и детских Рождественских утренников, впрочем, не особенно успешно.
После октябрьского переворота, Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был запрещён, как оказалось, временно. 28 декабря 1935 года, член Президиума ЦИК СССР П.Постышев публикует в газете "Правда" статью, где предлагает организовать для детей празднование Нового Года. То, что произошло, было просто удивительно: праздник был с интузиазмом подхвачен и принят народом; приобрёл новое звучание и неофициальный статус главного праздника страны. По всей стране начали разрабатываться сценарии Новогоднего праздника: в него попадают и ёлка, превратившаяся из рождественской в новогоднюю, и Дед Мороз, и персонажи из народых сказок. Кстати, Снегурочка-внучка (приёмная?) существует только в русской традиции, и не идентична персонажу сказки А.Островского.
С конца 1930-х годов создается колоссальное количество произведений о Деде Морозе. Особенно велик вклад советского кинематографа, ведь во многом благодаря кинематографическим стереотипам, в нашем сознании отпечатались представления о "правильном" Деде Морозе.
В результате же мы имеем любимый праздник – Новый Год, Новогоднюю Ёлочку, и тот уникальный образ Деда Мороза, который, как нам кажется, и не был никогда другим, и не может быть иным! Впрочем, времена меняются, и Российский Дед Мороз непрочь примерить кое-что из американской амуниции, но это уже совсем другая история.
Дополнительно: © Горький Медиа. Елена Душечкина, "Дед Мороз и Снегурочка" (Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 1, 2003)
среда, 19 декабря 2012 г.
РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЗОНАНС, резонанса, мн. нет, муж. (от лат. resonans - дающий отзвук).
1. Ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (физ.).
2. Способность увеличивать силу и длительность звука, свойственная помещениям, внутренняя поверхность которых может отражать звуковые волны. В концертном зале хороший резонанс. В комнате плохой резонанс.
3. Возбуждение колебания тела, вызываемое колебаниями другого тела той же частоты и передаваемое находящейся между ними упругой средой (мех.).
4. Соотношение между самоиндукцией и ёмкостью в цепи переменного тока, вызывающее максимальные электромагнитные колебания данной частоты (физ., радио).
5. перен. Отзвук, отголосок (книжн.).
Толковый словарь Ушакова. 1935-1940
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР – состоит из катушки индуктивности и конденсатора, различают ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ колебательный контур и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ колебательный контур.
ЧАСТОТА КОНТУРА – в электрической цепи, содержащей катушки индуктивности L и конденсаторы C, возможны свободные гармонические колебания энергии между магнитным полем катушки и электрическим полем конденсатора, называемые свободными или собственными, зависят от структуры цепи и параметров её отдельных элементов: индуктивностью, ёмкостью и сопротивлением потерь (L, C, R). Частота контура определяется формулой Томсона:
РЕАКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - величина сопротивления переменному току, на реактивной (ёмкостной или индуктивной) нагрузке; измеряется в Омах. В отличие от АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, реактивное сопротивление меняется с изменением частоты приложенного тока. Реактивное сопротивление выражается формулой:
где φ - сдвиг фазы между током и напряжением. Реактивное сопротивление в отличие от активного сопротивления может иметь как положительный знак, так и отрицательный. Знак соответствует знаку сдвига фазы между током и напряжением - положителен при отставании тока от напряжения и отрицателен при его опережении.
Реактивное сопротивление катушки с индуктивностью L называется индуктивным и выражается следующей формулой:
Реактивное сопротивление конденсатора с ёмкостью C называется ёмкостным и выражается формулой:
Из формул видно, что при увеличении частоты, реактивное сопротивление катушки индуктивности увеличивается, а емкостное – уменьшается.
РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ возникает, если частота внешнего источника колебаний, воздействующего на контур, совпадает с собственной частотой данного контура. Условие резонанса - это равенство величин реактивных сопротивлений катушки индуктивности и ёмкости.
При этом общее реактивное сопротивление ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОНТУРА для токов частоты внешнего источника становится равно нулю и в цепи наблюдается максимум тока, происходит РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ.
Т.е. на некоторой частоте, реактивные сопротивления катушки и конденсатора становятся равны по значению, но противоположны по знаку, при этом общее реактивное сопротивление цепи, для тока этой частоты, обращается в нуль. На этой частоте (ЧАСТОТЕ РЕЗОНАНСА) в цепи наблюдается максимум тока, который ограничен только омическими потерями в катушке. Напряжение на катушке опережает ток на 90°, а напряжение на конденсаторе отстает от тока на 90°, т.е. между этими напряжениями сдвиг фаз равен 180°.
ПРИМЕНЯЕТСЯ в схемотехнике, если необходимо пропустить сигнал определённой частоты и отфильтровать все другие.
В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ КОНТУРЕ на РЕЗОНАНСНОЙ ЧАСТОТЕ индуктивная и емкостная ветви оказывают равное и бесконечно большое (в идеальном случае) сопротивление переменному току внешнего источника; амплитуда собственных электромагнитных колебаний контура возрастает (ток внутри контура во много раз больше, чем ток источника), т.е. колебательный контур способен обеспечить усиление по напряжению; сопротивление контура становится чисто активным (резистивным), происходит РЕЗОНАНС ТОКОВ. По отношению к напряжению ток в катушке отстает на 90°, а ток в ёмкости опережает напряжение на 90°, т.е. друг относительно друга токи сдвинуты по фазе на 180°. Отношение падения напряжения на реактивном сопротивлении контура (на индуктивности или на ёмкости) к падению напряжения на активном сопротивлении определяет усиление напряжения и называется ДОБРОТНОСТЬЮ КОНТУРА.
ПРИМЕНЯЕТСЯ, если необходимо воспрепятствовать прохождению сигнала определенной частоты (фильтр - пробка), или наоборот, выделить необходимую частоту, например в радиотехнических цепях.
воскресенье, 16 декабря 2012 г.
ПОРОХ
Старинная легенда приписывает изобретение пороха немецкому монаху Бертольду Шварцу (нем. Berthold Schwarz), жившему в XIV веке. Но это в Европе, китайцы же и индусы знали порох задолго до опытов Шварца. Обыкновенный ружейный порох был впервые применён в сражении при Кресси (фр. Crécy-en-Ponthieu) в 1346 году.
Интересные сведения мы черпаем из книги Абрагама Меммингена (Abraham von Memmingen) "Ружейное мастерство", изданной в 1534 году; здесь он приводит следующий рецепт: "Возьми 6 частей азотной кислоты, 2 части серной, 3 части аммиака, две части бенедиктова масла и этой смесью заполни на одну десятую часть дула пушки". Таким образом, Мемминген был первым человеком, применившим органические азотистые вещества в качестве пороха.
Взрывчатые вещества представляют собой химические соединения или смеси химических продуктов более или менее постоянные при обыкновенной температуре, но способные при некотором внешнем воздействии, - например, при ударе или действии искры, быстро разлагаться с выделением газов. Типичным примером взрывчатых веществ является чёрный порох, состоящий из 75 частей селитры, 10 частей серы и 15 частей угля. Сера и уголь, как известно, являются простыми веществами, способными гореть, т.-е. соединяться с кислородом, образуя соответствующие окислы – сернистый и углекислый газы.
Селитра является сложным веществом, состоящим из калия, азота и кислорода и относящихся к группе окислителей, т.е. соединений, способных отдавать при некоторых условиях свой кислород, окисляя смешанное с ним горючее вещество. Такое окисление и происходит при взрыве чёрного пороха.
Бездымный или пироксилиновый порох получается действием азотной кислоты на клетчатку (целлюлозу). В отличие от чёрного пороха, пироксилин представляет собой не смесь нескольких веществ, а одно определённое химическое соединение.
Азотная кислота с глицерином даёт нитроглицерин, представляющий при обыкновенной температуре жидкое вещество. Инфузорная земля (кизельгур) пропитанная нитроглицерином есть не что иное, как динамит. При действии азотной кислоты на углеводород-толуол получается тринитротолуол, или тротил.
По характеру своего действия взрывчатые вещества делятся: на метательные или долго сгорающие (порох); и дробящие или быстро сгорающие (динамит).
И конечно, как все великие изобретения человечества, взрывчатые веществ могут быть использованы и для созидания, и для разрушения, и просто для забавы, например в Новогоднем фейерверке.
По материалам научно-популярной библиотеки журнала "ИСКРЫ НАУКИ" №4 1927, статья инженера И.И. Искольдского "ХИМИЯ РАЗРУШЕНИЯ"
среда, 12 декабря 2012 г.
АМЕРИКАНСКИЙ ДЕДУШКА СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА
"31 мая в Дирборне (Мичиган) между Фордом и ВСНХ СССР подписан договор на покупку фордовских предприятий на 30 млн. долларов в течение ближайших четырёх лет и оказание Фордом технической помощи нам в организации и оборудовании завода в Нижнем-Новгороде. Форд передаёт СССР, согласно договору, свои планы, патенты, чертежи необходимые для завода и командирует на постройку заводов своих инженеров", - сообщал журнал "За рулём №12" в 1929 году.
Фотография с сайта "Автомодельное бюро"
8 декабря 1932 года был выпущен первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки ГАЗ-А, который являлся лицензионной копией автомобиля Форд - Модель A (Ford Model A). ГАЗ-А выпускался с 1932 по 1936 год, всего было выпущено 41 917 машин.
1931 год. Ford Model A (Murray Body Town Sedan)
Некоторые технические характеристики дедушки российских автомобилей
Двигатель – четырёх цилиндровый, объём – 3,28 литров. Скорость - до 105 км/час, разгон до скорости 40 км/час – 8,5 сек. Смазка двигателя комбинированная: насосом и разбрызгиванием. Охлаждение двигателя было улучшено введением насоса для воды и увеличением размеров радиатора. Сцепление – сухими дисками. Всего дисков 9, из них 4 – ведущих и 5 – ведомых. Вместо ранее применявшейся планетарной коробки скоростей с двумя скоростями, Модель А имела нормальную трёхскоростную коробку со скользящими каретками. Подвеска полуэллиптическими поперечными рессорами. Автомобиль имел на всех колёсах механические тормоза с раздвижными колодками, снабженными автоматическим уравнителем усилия. Тормоза действовали от ручного рычага и от ножной педали. В нормальное серийное оборудование машины входили: приспособление для автоматического вытирания переднего стекла, указатель уровня бензина, замок для зажигания, передние и задние сигнальные фонари. Машины были покрыты новейшим для того времени нитроцеллюлозным составом, допускающим покраску во многие цвета. Стоимость машины в зависимости от модели была от 385 до 1400 долларов.
По материалам: Ford Model A (1927–1931), from Wikipedia, the free encyclopedia; журнал "ЗА РУЛЁМ" №1, 1928, сайт "Автомодельное бюро" | ГАЗ-А
вторник, 11 декабря 2012 г.
РАДИОВОЙНЫ
Нет, не с бомбами, пулями и пролитой кровью бушует сейчас настоящая мировая война, а с пропагандой, распространяемой по радио всеми странами мира.
Франция, Италия, Германия, Япония, Россия, Англия и даже США усиливают свои радио кампании. Каждая нация возражает на прямые словесные оскорбления, направленные против неё, но продолжает участвовать в этой вражде. Показанная вырезка, является лишь одной из сотен, которые можно найти в любой ежедневной газете.
Битва слов, ложные отчёты, про и антиправительственные выступления за и против соседних стран ведётся по радио во всех уголках мира. Италия вещает на Африку, Англия делает то же самое, и каждая страна нарушает покой других воспалительными замечаниями. Между тем, в некоторых странах, пиратские вещательные станции возбуждают в радиослушателях ярость против власть имущих.
Не правда ли, что эта заметка 75-летней давности напоминает нынешние баталии о кибервойнах, интернет-угрозах (относительная доступность неподцензурной информации, наверное, весьма опасна) и симметричных, или не совсем, ответах на них?
Not with bombs, bullets or blood-shed is the present World War raging Instead the nations of the world are disseminating propaganda by radio France, Italy, Germany, Japan, Russia, England and even the United States are intensifying their radio campaigns. Each nation objects to the direct verbal assaults issued against it by the other nations partaking in this feud. The newspaper clipping at the right is only one of hundreds found in the daily press.
A battle of words, false reports pro- and anti-government speeches for and against adjoining countries is being waged by radio in all parts of the world. Italy sends radio sets to Africa, England does likewise; and each country disturbs the peace of the other by inflammatory remarks. Meanwhile within the confines of some nations, pirate broadcasting stations are being operated to infuriate listeners against those in power.
The article reminds current battles about cyberwar, Internet threats (the availability of uncensored information probably is quite dangerous to authorities) and symmetric, or asymmetric answers of authorities to threats, is not true?
The Radio War (May, 1938), Mechanics and Handicraft | перевод мой
пятница, 7 декабря 2012 г.
ЛЕГЕНДЫ АМЕРИКИ | FORD MODEL T
1924. Model T Coupe (National Museum of American History)
В октябре 1908 года, в Детройте, был произведён автомобиль "Форд Модель Т" (Ford Model T), сделавшей Америку страной, где автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
Концепция идеального автомобиля Генри Форда - это автомобиль для всех, устраивающий всех и по доступной цене. Что и воплотили в жизнь проектировщики Чайльд-Гарольд Уиллс (Childe Harold Wills), и венгерские иммигранты Джозеф А. Гэламб (Joseph A. Galamb) и Е.Фаркаш (Eugene Farkas).
1924. Ford Model T (National Automotive History Collection)
В производстве автомобиля широко применялась легированная сталь. Примеси ванадия позволили значительно повысить прочность конструкции, и уменьшить вес машины до 880 кг.
Модель Т имела четырёхцилиндровый двигатель объёмом 177 кубических дюймов (2,9 л) со съёмной головкой цилиндров, объединённым в общий агрегат с коробкой передач. Хотя первые 500 машин имели водяной насос, в дальнейшем от него отказались, и в двигателе отсутствовали водяной и масляный насосы - вода циркулировала в системе охлаждения за счёт разности температур (термосифонная система), смазка осуществлялась разбрызгиванием. Топливо поступало в карбюратор самотёком.
Машина развивала максимальную скорость 40-45 миль/час (64-72 км/час). Автомобиль был довольно экономичным, потреблял американский галлон топлива на 13-21 миль пути (11-18 литров топлива на 100 км). Двигатель мог работать на бензине, керосине или спирте, но снижение стоимости бензина и введение сухого закона сделали использование спирта в качестве топлива не приемлемым. Вместимость бензобака - 45 литров.
Модель Т имела привод на задние колёса, была оснащена трёхскоростной коробкой передач, сегодня мы назвали бы эту коробку двухскоростной, так как одна из передач была – задний ход, нейтрального положения рычага – не было. Передачи осуществлялись тремя педалями и рычагом переключения скоростей, отдельной педали сцепления – не существовало. Левая педаль – нейтральная позиция | передний ход; средняя педаль – при нейтральной позиции левой педали – включение передачи заднего хода; правая педаль – трансмиссионный тормоз. Это позволяло завести машину рукояткой (ручным стартером), удерживая нейтральную передачу. Управление дроссельной заслонкой - с рычажка на рулевой колонке. Для коробки передач и рулевого механизма использовались планетарные редукторы.
Для подвески колёс служили две поперечные рессоры, лонжероны рамы по всей длине имели постоянный профиль. Колёсная база составляла 100 дюймов (254 см).
Модель T не имела тормозной системы в том виде, в каком мы её знаем. Правая педаль использовалась как трансмиссионный тормоз. В случае экстренного торможения использовался стояночный тормоз.
Напряжение магнето поочерёдно подавалось на одну из четырёх высоковольтных катушек (трамблеров), по одной на каждый цилиндр, и с катушек напрямую на свечи зажигания. Опережение зажигания корректировалось вручную с помощью рычажка под рулевой колонкой. Катушки и прерыватели зажигания от магнето сохранялись даже после того, как автомобили стали оснащать генераторами и аккумуляторами для электрического запуска и освещения.
Камеры в шинах стали применяться с 1925 года. Применяемые размеры 21Х4,5 (53Х11см).
Стандартный 4-местный открытый Турер (Tourer) стоил:
в 1909 году - $ 850;
в 1913 году - $ 550;
в 1915 году - $ 440;
с 1914 году можно было купить Model T с рассрочкой на четыре месяца;
в 1920 году цена упала до $ 260 - $310 за счёт совершенствования технологии сборки и увеличения объёмов выпуска;
В 1924 году продажи Модели Т составили половину объёма продаж автомобилей выпущенных в мире.
Продано автомобилей:
в 1911 году - 69762;
в 1912 году - 170211;
в 1913 году - 202 667;
в 1914 году - 308162;
в 1915 году - 501462;
1925. Ford Model T and Trailer (New Georgia Encyclopedia)
Автомобиль производился до 1927 года, всего было выпущено 15 .175. 868 автомобилей
Дополнительно: Model T automobile © Encyclopædia Britannica
воскресенье, 2 декабря 2012 г.
Прогрессивный Дед Мороз
Традиционно Дед Мороз доставлял поздравления с Новым Годом на тройке. Но времена менялись, а с ними менялись и технологии доставки.
Советский Дед Мороз был не чужд прогрессу, ракету на тройке не обгонишь. Вот только космодромы не в каждом уголке необъятной страны были, поэтому приходилось использовать и другой, более привычный, но вполне современный транспорт.
А если по каким-то причинам нельзя было использовать транспорт, Деда Мороза выручала радиосвязь или информационная компьютерная сеть!
СПРАВКА: 70-ые прошлого столетия: символ прогресса - перфолента; компьютерное будущее мыслилось как глобальная сеть терминалов, подключенных к единому вычислительному центру ...
"В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приёмники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его досуг, на его интеллектуальное и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности."
Андрей Сахаров | «Мир через полвека», 1974 год.
пятница, 30 ноября 2012 г.
Законы Кирхгофа
Середина XIX века стала временем активных исследований свойств электрических цепей. Правила расчета простых цепей, такие как закон Ома, были уже достаточно хорошо проработаны. Проблема состояла в том, что никто не знал, как смоделировать математически сложные и разветвленные сети. Густаву Кирхгофу удалось сформулировать универсальные правила, позволяющие достаточно просто анализировать сложные цепи, и эти законы до сих пор остаются важным рабочим инструментом специалистов в области электронной инженерии и электротехники. Оба закона Кирхгофа формулируются просто и имеют понятную физическую интерпретацию.
Первый закон Кирхгофа
В любом узле электрической цепи сумма токов входящих в узел равна сумме токов выходящих, или алгебраическая сумма токов в любом узле электрической цепи равна нулю.
Σ I = I1 + I2 + ... + In = 0
ПРИМЕР
I = I1 + I2 = I - I1 - I2 = 0, так как токи I1 и I1 противоположны току I, то I1 + I2 = 0
Второй закон Кирхгофа
Сумма напряжений в любом замкнутом контуре электрической цепи равна нулю.
Σ V = V1 + V2 + .. + Vn = 0
ПРИМЕР
Сумма падений напряжений на резисторах равна напряжению источника питания.
VE = V1 + V2 + V3 + V4,
а так как сумма падений напряжений на резисторах противоположна по полярности напряжению источника питания, то
VE = - V1 - V2 - V3 - V4
тогда V = VE + V1 + V2 + V3 + V4= 0
Справка: Густав Роберт Кирхгоф (Gustav Robert Kirchhoff; 1824-1887) - немецкий физик. Законы расчета электрический цепей сформулировал, будучи студентом Кёнигсбергского университета в 1845 году. Продолжил свою блестящую карьеру в ряде германских университетов, последним из которых стал Берлинский, где он был профессором теоретической физики с 1875 года и до своей смерти. Совместно с Робертом Бунзеном разработал основы спектроскопии, кроме того, он открыл еще один цикл законов, описывающих тепловое поглощение и излучение в 1859 году.
Gustav Robert Kirchhoff (1824-1887) was a German physicist who contributed to the fundamental understanding of electrical circuits, spectroscopy, and the emission of black-body radiation by heated objects. Kirchhoff formulated his circuit laws, which are now ubiquitous in electrical engineering, in 1845, while still a student. In 1857 he calculated that an electric signal in a resistanceless wire travels along the wire at the speed of light. He proposed his law of thermal radiation in 1859, and gave a proof in 1861. He was called to the University of Heidelberg in 1854, where he collaborated in spectroscopic work with Robert Bunsen. Together Kirchhoff and Bunsen discovered caesium and rubidium in 1861.
Kirchhoff's current law, KCL
At any node (junction) in an electrical circuit, the sum of currents flowing into that node is equal to the sum of currents flowing out of that node, or: The algebraic sum of currents in a network of conductors meeting at a point is zero.
Σ I = I1 + I2 + .. + In = 0
Kirchhoff's voltage law ,KVL
The directed sum of the electrical potential differences (voltage) around any closed network is zero.
Σ V = V1 + V2 + .. + Vn = 0
суббота, 24 ноября 2012 г.
ГОЛУБИНАЯ СВЯЗЬ
Одна из загадок живой природы - навигационные способности птиц. Так голубь, привыкший к месту своего постоянного жительства, будучи завезён даже на очень большое расстояние от дома, возвращается в своё гнездо при первой возможности. Эта удивительная способность голубей возвращаться домой, использовалась людьми с глубокой древности.
Например, Чингис Хан не только установил развитую систему надёжной и быстрой доставки сообщений курьерами из любой точки своей необъятной империи в столицу Золотой Орды (прообраз ямщицкой службы в России), но и широко использовал для связи почтовых голубей, основав густую сеть почтово-голубиных станций повсюду в Азии и частично в восточной Европе. Здесь мы видим одну из первых успешных реализаций голубиной связи, или военно-голубиной почты, при этом в глобальном, вселенском масштабе.
Голубиная связь продолжала использоваться в войсках и в XIX веке, и в начале XX века.
Военно-голубиная станция российской армии в Туркестане, начало ХХ века
Базой голубиной связи служила стационарная или полевая голубиная станция (голубятня). Для голубиной связи голуби передавались лицу, от которого требовалось получать сообщения. При посылке сообщения голубеграмма вкладывалась в лёгкую трубочку (порт-депешник), которая прикреплялась к лапке голубя. Прибывший домой голубь, попадал в летик, оборудованный системой сигнализации, которая давала знать о его прилёте надзирателю.
В 1887 году в русской армии была учреждена отдельная военно-голубиная почта для поддержания в военное время сообщений с обложенными крепостями. Почтово-голубиные станции устраивались в крепостях и в других пунктах по указаниям главного инженерного управления, в котором был сосредоточен надзор за всем этим делом. Для ухода за голубями при каждой станции состояли голубеводы-надзиратели. У каждого почтового голубя имелся штемпель военно-голубиной почты; голуби, имевшие штемпели, считались казённым имуществом.
"Вопрос о надежности голубиной почты на далёких расстояниях через сушу, и море давно решён в утвердительном смысле. Можно безошибочно сказать, что 80 % голубей на расстоянии 150 миль от станции совершат перелёт со скоростью 35-40 миль в час… Голубями теперь пользуются на практике для пересылки важных бумаг. В Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и России голубиные станции для военных целей обставлены очень хорошо. Во Франции, Германии, Италии, России и Испании имеются станции для морских целей, а ныне Великобритания обратила свое внимание на этот прекрасный способ сообщения через море" – сообщал "Правительственный вестник" в 1898 году.
Страница "Модерн микеникс", январский выпуск 1930 года, статья о голубиной связи в Германской армии. Надпись гласит: "Обученные почтовые голуби являются надёжными военными курьерами"
На снимках показаны: передача голубя отправителю; порт-депешник с сообщением крепится на лапку; мобильная голубиная станция на мотоциклетной базе
НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ:
Во время Франко-Прусской войны, французы, в осаждённом Париже, сообщались с союзниками с помощью почтовых голубей. В период осады четыре сотни птиц доставили около 115 000 правительственных депеш и порядка миллиона личных посланий.
100 000 голубей были использованы Антантой, в Первой мировой войне. Процент успешной доставки сообщений в пункт назначения составил 95%.
Во Второй мировой войне, только в Великобритании, в военных операциях было задействовало около 250 000 почтовых голубей. 32 из них были удостоены высшей награды, учреждённой для животных.
Дополнительно: Encyclopaedia Britannica | Military Communication; Modern Mechanix | Jan, 1930 | Trained Carrier Pigeons Are Reliable War Messengers; Pigeons in Military History by Jim Greelis
вторник, 13 ноября 2012 г.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
"Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком" - Русская Википедия
Арктика один из важнейших регионов мира, здесь пересекаются геополитические и геостратегические интересы не только пограничных держав. На мой взгляд, значение Северного морского пути определяется не расстоянием между Мурманском и Владивостоком (кратчайший - не значит лёгкий, дешёвый и быстрый), но его политическим и хозяйственным значением. Севморпуть необходим как для заселения и развития этого богатейшего региона, путём установления прочной связи северных районов с материком, так и в стратегическом плане - эффективно и действенно заявить о своём присутствии в Арктике.
понедельник, 12 ноября 2012 г.
Арктическая навигация 1983 года
Пролив Лонга
Ледовая обстановка 1983 г. в Восточном секторе Арктики сложилась аномальная. Подвижки многолетних льдов Айонского массива и последующее сильнейшее сжатие привело к тому, что в ледовом плену в октябре оказалось 57 судов (все ледового класса, другие в Арктику не ходили), в том числе атомоход "Ленин" и другие ледоколы. Даже атомный ледокол "Леонид Брежнев" оказался бессилен. В сильной подвижке льды ломались, смерзались, превращались в монолит. Под угрозой оказались не только суда, но и жизнь северных посёлков, ожидавших арктического завоза. 9 октября льдами у косы Двух Пилотов был раздавлен сухогруз "Нина Сагайдак". Его экипаж был доставлен на ледоколы вертолётом.
Краткая сводка событий:
"В условиях сильной подвижки сплочённого льда и усиления сжатия, канал во льдах, оставляемый ледоколами, тут же затягивается ...
Лёд 10 баллов ... После потери хода начинается неуправляемый дрейф судов ...
6 октября во время сколки льда вокруг каравана атомный ледокол "Леонид Брежнев" теряет лопасть гребного винта ...
Т/х "Коля Маготин" - разорвана обшивка, затоплен трюм ...
Т/х "Нина Сагайдак" навалило на танкер "Каменск-Уральский", на сухогрузе разорвана наружная обшивка, судно имеет крен 16 градусов, руль вывернуло на левый борт, гребной винт заклинен. Главный двигатель не проворачивается ...
На т/х "Нина Сагайдак" и танкер "Каменск-Уральский" наваливается танкер "Уренгой" ...
9 октября - на т/х "Нина Сагайдак" водотечность в машинном отделении и трюме ... Машинное отделение затоплено ..."
ЛЕДОКОЛЫ
Только в начале ноября появилась возможность вывода судов из ледового плена...
В караване лидировал ледокол "Леонид Брежнев", который прокладывал канал, за ним шли ледоколы "Адмирал Макаров", "Ермак", которые расширяли канал, делали сколку льда вокруг судов, а затем с другими ледоколами проводили транспортные суда на коротких буксирах ...
Лёд был очень тяжелый, до 3-5 метров. При прокладке канала ледоколы сбрасывало в стороны. Канал был крайне неровный. Без конца рвались стальные буксирные стропы ("усы") диаметром 60-65 мм ...
За 8 дней перехода из Певека к Берингову проливу было пройдено 770 миль. Средняя скорость составила 3,9 узла. Атомоход "Леонид Брежнев" практически постоянно работал на максимальной мощности.
Отдадим дань мужеству, самоотверженности и профессионализму полярных моряков, ледовых капитанов. Говорят, что это была самая крупная в мире успешная спасательная операция на море и во льдах.
Атомный ледокол "АРКТИКА" (с 1982 года по 1986 год "Леонид Брежнев")
Место постройки: Ленинград, Балтийский завод, 1975 год. Водоизмещение - 23460 тонн; длина - 148 метров; ширина - 30 метров; осадка - 10,5 метров; мощность - 75000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 20 узлов; экипаж - 115 человек; позывной: UCKH
Капитаны: Ю.С. Кучиев, В.А.Голохвастов, Анатолий Алексеевич Ламехов, А.Н.Баринов
Ледокол "ЕРМАК"
Место постройки: Финдляндия, Турку, завод Вяртсиля (Wärtsilä), 1974 год. Водоизмещение - 20241 тонн; длина - 135 метров; ширина - 26 метров; осадка - 11 метров; мощность - 36000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 19.5 узлов; автономность плавания - 4400 миль; экипаж - 118 человек; позывной: нет данных
Капитан: Ю.П. Филичев.
Ледокол "АДМИРАЛ МАКАРОВ"
Место постройки: Финдляндия, Турку, завод Вяртсиля (Wärtsilä), 1975 год. Водоизмещение - 20247 тонн; длина - 135 метров; ширина - 26,5 метров; осадка - 11 метров; мощность - 36000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 19.5 узлов; автономность плавания - 4400 миль; экипаж - 118 человек; позывной: UGSN
Капитаны: Вадим Иванович Абоносимов, Сергей Фёдорович Решетов, Вадим Андреевич Холоденко, Геннадий Иванович Антохин.
Ледокол "ЛЕНИНГРАД"
Место постройки: Финдляндия, завод Вяртсиля (Wärtsilä Sandviken), 1961 год. Водоизмещение - 15300 тонн; длина - 123,3 метра; ширина - 24,5 метра; осадка - 10,5 метров; мощность - 22000 лошадиных сил; скорость хода на чистой воде - 19 узлов; экипаж - 100(?) человек; позывной: USGC
Капитаны: Вадим Иванович Абоносимов, Вадим Андреевич Холоденко.
Атомный ледокол "ЛЕНИН"
Место постройки: Ленинград, Адмиралтейский завод, 1959 год. Водоизмещение - 16 тысяч тонн; длина - 134 метра; ширина - 27,6 метра; осадка - 10,5 метров; мощность - 44000 лошадиных силы; скорость хода на чистой воде - 18 узлов; экипаж - 243 человека; позывной: UBHK
Первый капитан: Павел Акимович Пономарев.
Не хочу, да и не в праве, вдаваться в анализ событий этой эпопеи, хотя я и был невольным свидетелем описываемых событий, но замечу, что довольно драматические последствия арктической навигации 1983 года, наверное, можно было избежать при ответственном и скоординированном планировании северного завоза людьми чётко пониманимающими, что он из себя представляет на всех стадиях выполнения, учитывающими и готовыми к всем рискам морских и сезонных арктических перевозок.
четверг, 8 ноября 2012 г.
ДРУКАРЬ КНИГЬ ПРЕДТЫМЬ НЕ ВИДАННЫХЬ
Книгопечатание было введено в Московском государстве спустя почти целое столетие после его изобретения и распространения в Западной Европе.
В 1553 году царь Иван Васильевич, нуждаясь в богослужебных книгах для вновь строившихся церквей в завоёванном Казанском царстве и других местах России, повелел скупать рукописные книги на торжищах. Но оказалось их мало исправных, и в том же 1553 году "царствующему над всею Россиею царю и великому князю Иоанну Васильевичу вложил Бог в ум благую мысль, как бы ему изряднее в русской земле учинить и вечну память о себе оставить: произвести бы ему от письменных книг печатныя, ради крепкаго исправления и утверждения и спорнаго делания, и ради легкой цены, и ради своей похвалы, дабы было всякому православному христианину праведно и несмутно читать святые книги и говорить по ним, и дабы повелеть испущать во всю Русскую землю".
В 1563 начали заниматься книгопечатанием два русских мастера: дьякон Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев Мстиславец. В марте 1564 года окончено было печатание "Дѣянiя Апостольска и посланiя соборная и святаго Апостола Павла посланiя" Этот первенец русской печати состоял из 267 листов, в 25 строк на каждой странице и с рисунком евангелиста Луки. Набор по большей части без отделения предлогов и союзов, и по обычаю того времени, с разными украшениями. Формат – в малый лист, бумага плотная голландская, чистая, заглавные буквы были напечатаны киноварью.
В то время в Москве существовал обширный класс "доброписцев", которые занимались перепискою книг. Книгопечатание отнимало у них работу и лишало доходов. Всё это было причиною того, что первых типографщиков обвинили в ереси и волшебстве. Не находя защиты в своём отечестве, Иван Фёдоров оставил свой город и родную землю, убежал за границу.
Судя по сохранившимся записям, книгопечатник не искал для себя житейских благ, а полностью посвятил себя высокому служению. В 1585 году Фёдоров напечатал знаменитую Библию Острожскую, первую полную Библию на славяно-русском языке.
Умер первый русский книгопечатник в нищете, в предместье города Львова. Внизу надгробной плиты, на могиле Фёдорова в церкви преподобного Онуфрия, надпись:
ДРУКАРЬ КНИГЬ ПРЕДТЫМЬ НЕ ВИДАННЫХЬ
По материалам: ИСТОРИЯ КНИГИ НА РУСИ | А.А. БАХТИАРОВ | Издание Ф. Павленкова, С.-ПЕТЕРБУРГ, 1890; Журнальная иллюстрация Константина Арцеулова
среда, 7 ноября 2012 г.
ЦВЕТНОЕ ТВ - ПЕРВЫЕ ШАГИ
Журнал "Техника-молодёжи", 1955 №7.
Система с вращающимися дисками (фильтрами), трёх-лучевая трубка с точечным экраном, трубка Лоуренса с полосовым (растровым) экраном
Система с вращающимися дисками (фильтрами), трёх-лучевая трубка с точечным экраном, трубка Лоуренса с полосовым (растровым) экраном
Самые ранние упоминания о возможности передачи цветного изображения на расстояния, в том числе, первые упоминания о строчной и кадровой развёртках, встречаются в публикациях 1880 года французского инженера Мориса Леблана (Maurice Leblanc; 1857-1923).
Польский изобретатель Ян Щепаник (Jan Szczepanik; 1872-1926) в 1897 году запатентовал систему передачи цветного изображения, использующую селеновый фотоэлемент на передающей стороне и электромагнитную систему управления осциллирующим зеркалом и призмой на приёмной стороне. Но его система не содержит средств анализа спектра на передающем конце, и, возможно, не работала бы так, как он описал её.
На первый взгляд казалось, что передача движущего цветного изображения, не составляет проблемы, стоит только разместить на передающем и приёмном дисках Нипкова, вместо одной, три отдельные спирали, закрытые красными, синими и зелёными стёклами, однако передачу таким способом, осуществить не удавалось.
Только 3 июля 1928 года, шотландским инженером Джоном Лоуги Бэрдом (John Logie Baird; 1888-1946) была продемонстрирована первая в мире цветная передача движущего изображения. Диски передатчика были с тремя спиралями отверстий, каждая спираль со своим фильтром первичного цвета. Приёмник имел три источника света первичных цветов и коммутатор управляющий ими.
Системы телевидения Джона Бэрда
В 1940 году Джон Бэрд начал работу над полностью электронной системой, завершить которую ему помешала смерть.
В дальнейшем системы цветного телевидения использовали два основных способа обработки сигнала (не забываем, что цветных кинескопов в то время не существовало):
Один из способов – перед передающей трубкой, которая одинаково чувствительна ко всем цветам, устанавливался вращающейся диск из трёх фильтров. Получающиеся последовательные сигналы, в приёмном устройстве, посредством вращающегося фильтра перед приёмной трубкой (такого же как и на передатчике), преобразуются в цветное изображение. Продемонстрирована Джоном Лоуги Бэрдом в 1940 году.
Другая схема подразумевала одновременную передачу всех цветных сигналов без фильтров, через три фотоэлемента, чувствительных каждый к своему цвету. На приёмном устройстве, три изображения базовых цветов, сводились в одно цветное, путём проецирования на общий экран.
Оба способа имели существенные недостатки и были не полностью совместимы с существовавшими на то время стандартами черно-белого телевидения, например, сигналы цветности необходимо было сжать и разместить в частотном спектре выделенном для черно-белого телевидения не нарушая его структуры - одна из существенных, но не единственная проблема связанная с обработкой и передачей цветного сигнала; приёмник цветного телевидения был громоздким и дорогостоящим: состоял из огромного, вращающегося с большой скоростью диска, установленного перед эраном кинескопа, или трёх трубок, проецирующих изображение на общий экран. Описанную проблему приёмного тракта могла бы решить приёмная электронно-лучевая трубка с нанесённым на её экран люминофором красного, зелёного и синего цвета и трёх электронных лучей, формируемых трубкой, которые проходя через теневую маску кинескопа попадают каждый на свою цветную точку (иллюстрация в начале статьи), над созданием которой велась активная работа в пятидесятых. Тем не менее, в период с 1928 года до начала 1950-ых цветное телевидение было практически реализовано соответственно технологическим возможностям того времени, дало импульс дальнейшим исследованиям в этой области и последующему массовому использованию приобретённых инноваций.
Дополнительно: BAIRD TELEVISION; Encyclopædia Britannica | British inventor John Logie Baird; К.А.Гладков | Дальновидение | Государственное издательство технико-теоретической литературы | Москва 1951, Ленинград; К.А.Гладков | Радуга на экране | Журнал "Техника-молодёжи", 1955 №7
суббота, 3 ноября 2012 г.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ
Многие учёные работали над классификацией и систематизацией химических элементов, но гениальное провидение, основанное на знании, было дано лишь одному - Дмитрию Ивановичу Менделееву (1834–1907) , который составил таблицу химических элементов, группируя их в порядке возрастания атомных весов и сходству свойств. В отличие от других, Менделеев не ограничился распределением химических элементов на классы по их признакам. Сами классы химических элементов он систематизировал в зависимости от их качественных особенностей и атомного веса.
В предисловии ко второму выпуску первой части своего классического труда "Основы химии", вышедшему в 1869 г., Менделеев привёл таблицу элементов под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве". В марте 1869 г. на заседании Русского химического общества Н. А. Меншуткин представил от имени Менделеева его периодическую систему элементов. В том же году это сообщение на немецком языке появилось в журнале "Zeitschrift für Chemie", а в 1871 году в журнале "Annalen der Chemie" была осуществлена развёрнутая публикация Д. И. Менделеева, посвящённая его открытию — "Die periodische Gesetzmässigkeit der Elemente".
Немецкий учёный, академик Л. Кольдиц (нем. Lothar Kolditz) так характеризует открытия Д. И. Менделеева, сопоставляя результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности:
"Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж.Ньюлендсу и Л.Мейеру. Предсказание ещё неизвестных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д.И. Менделеева … Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств…"
"Если бы Менделеев связал себя предумышленной концепцией, он должен был бы разместить элементы точно в соответствии с их атомными весами. При этом под алюминием оказался бы не похожий на него титан, под кремнием - не имеющий ничего с ним общего ванадий, под фосфором - совершенно чуждый ему хром и т.д. Никель должен был бы идти впереди кобальта, так как атомы никеля легче атомов кобальта, по этой же причине йод должен был бы в таблице предшествовать теллуру. Но Менделеев настолько ярко ощущал достоверность открытого им закона периодической смены свойств атомов элементов, расположенных в их естественной последовательности, что на него он опирался в первую очередь. Он видел, что естественного, обусловленного системой элементов, перехода от алюминия к титану нет. Здесь должен быть переходный элемент, неведомый, ближайший родственник алюминия. И Менделеев оставил для него пустое место...
Подобных пустых клеток в системе получилось три. Считаясь именно с химическими свойствами элементов, а не только с их атомным весом, Менделеев определил место в таблице для кобальта, который он поставил на 27-е место, а никель на 28-е, хотя атомный вес кобальта больше; далее, он теллур поместил в 52-ю клетку своей таблицы, а йод - в 53-ю, хотя их атомные веса находятся в обратном соотношении"
О. Писаржевский | Менделеев, 1949
Dmitri Mendeleev (1834–1907) is best known for his work on the periodic table; arranging the 63 known elements into a Periodic Table based on atomic mass, which he published in Principles of Chemistry in 1869. His first Periodic Table was compiled on the basis of arranging the elements in ascending order of atomic weight and grouping them by similarity of properties. He predicted the existence and properties of new elements and pointed out accepted atomic weights that were in error. This organization surpassed attempts at classification by Beguyer de Chancourtois and Newlands and was published a year before the work of Lothar Meyer.
Источники: Иллюстрации из книги: Менделеев Д.И. Основы Химии. Спб.: Типо-литография М.П. Фроловой, 1906
Дополнительно: Таблица Менделеева online
четверг, 25 октября 2012 г.
АЗБУКА МОРЗЕ
При передаче отдельных букв и слов должна соблюдаться соразмерность. Длительность тире должна равняться примерно длительности трёх точек, промежуток между двумя эллементами, составляющими букву или цифру, - длительности одной точки, а пауза между знаками - длительности трёх точек. Пауза между словами принимается равной примерно семи точкам.
При радиообмене с использованием кода Морзе применяются стандартизированные процедуры установления связи, радиообмена, подтверждения приёма и окончания сеанса связи изложенные в Регламенте радиосвязи Международного Союза Электросвязи (МСЭ) и региональных (национальных) Правилах радиосвязи (протокол - по компьютерной терминологии).
Работа станций на радиотелеграфных каналах связи состоит из вызовов, ответов на вызовы, передачи сигналов, предшествующих установлению обмена, передаче и приёму радиотелеграмм, передачи сигналов окончания обмена. При обмене широко используется международный трёх-буквенный Q-код и служебные сокращения и сигналы (весьма эффективные методы уплотнения и сжатия значимой информации) позволяющие операторам, пусть и говорящих на разных языках, сообщаться между собой.
Каждой радиостанции присваивается международный позывной сигнал, однозначно идентифицирующей её и её национальную принадлежность. Для радиотелеграфной связи выделены определённые полосы рабочих частот. В каждом диапазоне выделена частота для вызова. Работа радиостанций разрешена только определённым типом излучения (в целях недопущения помех на соседних каналах связи и уплотнения частотного диапазона).
Radiotelegraph communication consists of the calls, the responds to calls, the establishing of exchange, the transmission and reception of the messages, the signaling the end of the exchange. Radiotelegraph communication widely used international three-letter Q-code and service signals (a very effective method of compressing information). The Q-code and service signals provide to operators, even there are speaking different languages, effective way for communication.
Each station has an international Call Sign, uniquely identifying it and its national identity. Only allocated frequency bands may have used for radio-telegraphy. In each frequency band one dedicated for the call. The radio station must work by only allowed types of radiation (in order to avoid interference between channels).
Источник: Recommendation ITU-R M.1677-1; Recommendation ITU-R M.1172