"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10
Екклезиаст гл.1 ст. 10
воскресенье, 19 января 2014 г.
КОЛЁСА ОДНЕРА
Вильгодт Однер (Willgodt Theophil Odhner; 1845-1905) - шведско-русский механик, изобретатель и разработчик конструкции счётной машины, которая за время своего долгого существования, а прототип механического калькулятора был изготовлен в 1876 году и арифмометры конструкции Однера выпускались до 1970-х годов, не претерпела принципиальных изменений. Заслуга Вильгодта Однера состоит в новаторском подходе к созданию механизма установки и передачи чисел в счётчик, выполненного в виде шестерен. Эти шестерни, получившие по имени их изобретателя название «колёс Однера» - особые: число их зубьев можно менять. Колесо имеет девять зубцов, угол между двумя зубцами принимается за единицу. Каждому разряду отводится одно колесо. При наборе чисел из тела колеса рычажком выдвигается количество зубцов, равное устанавливаемой цифре. Если дать полный оборот рукояткой, то зубцы войдут в зацепление с промежуточными шестернями и повернут колесо счётного механизма на угол, соответствующий установленному числу. Произойдёт передача числа в счётчик.
Вот как описывает работу механизма М.С.Тукчинский в популярной брошюре, выпущенной в 1952 году: «Установочные рычажки арифмометра – это выступы на дисках колёс Одера. Диски имеют ступенчатые прорези и примыкают к шайбам. В радиальных канавках шайбы расположены девять выдвижных зубцов. Бородки зубцов входят в ступенчатую прорезь диска. При повороте установочного рычага для совмещения его с нужной цифрой, поворачивается диск. Ступенька в прорези диска выталкивает зубцы. Число выталкиваемых зубцов точно соответствует цифре, против которой останавливается установочный рычаг. Передача числа в счётчик выполняется вращением колёс Однера, которое осуществляется с помощью рукоятки, соединённой с осью этих колёс. Поворачивая рукоятку, можно многократно передавать в счётчик однажды установленное число. Например, для перемножения 35 на 12 нужно, установив 35, дважды повернуть рукоятку, а затем, передвинув счётчик на один разряд вправо, сделать ещё один оборот. В окошке счётчика можно прочесть ответ: 450.
Мы уже говорили о дополнительном счётчике, считающем количество передач, то-есть число вращений рукоятки (при умножении он фиксирует множитель, при делении показывает частное). Такой счётчик есть и у арифмометра. Его называют обычно счётчиком оборотов, хотя это название нельзя считать абсолютно точным. Дело в том, что счётчик оборотов показывает не суммарное число всех оборотов рукоятки, которое в нашем случае равно 3, а количество оборотов по каждому разряду множителя – 2 в разряде единиц и один в разряде десятков.
Как мы убедились на примере арифмометра, шестерни с переменным числом зубьев представляет собой весьма остроумное устройство».
Справка: Арифмометр «Феликс» выпускался в Советском Союзе с 1929 по 1978 годы. По некоторым оценкам за это время было выпущено несколько миллионов устройств.
Источники: М.С. Тукчинский, Как считают машины | Гос. издательство технико-теоретической литературы, 1952 год; Tekniska Museet | Вильгодт Теофил Однер; The arithmometer of Willgodt Odhner
вторник, 7 января 2014 г.
ВЕРТОЛЁТ ДЛЯ КАЖДОГО
«Микеникс иллюстрейтид» (Mechanix Illustrated), 1951 год. Френк Тинсли, «Вертолёт для каждого»
Личный или городской вертолёт – не слишком дерзкая или фантастическая идея для века двадцатого. На каком-то этапе идея обрела физические очертания, воплотилась в промышленные образцы, например, миниатюрные многоцелевые вертолёты конструкции Н.И.Камова – Ка-26, и ... тихо преставилась к началу двадцать первого века.
«Сайенс энд инвеншнс» (Science and Inventions), 1923 год. Автомобиль1973 года
«Time» (Time), 1947 год. Вертолёт Хорэса Пентекоста (personal flying machine of Horace Pentecost)
Попьюлар микеникс» (Popular Mechanics), 1951 год. Личный вертолёт
«Микеникс иллюстрейтид» (Mechanix Illustrated), 1951 год. Френк Тинсли, «Вертолёт для каждого»
«Знание-сила» №1, 1956. В.Пустовалов, «Воздушный мотоцикл К-10»
Многоцелевой вертолёт Ка-26. Автор: Андрей Чурсин