В сегодняшнем суетливом и спешащем мире, приготовление и применение клеев на основе природных материалов, кажется, уходит в прошлое. Однако, современные синтетические аналоги не всегда могут их заменить. Так, например, мездровый клей, вырабатываемый из мездры (подкожного слоя шкур животных, кожевенных отбросов), обладающий сильными клеевыми свойствами, пластичностью и долговечность, до сих пор незаменим в столярном деле, изготовлении и ремонте музыкальных инструментов, при реставрационных работах.
В холодной воде клей не растворяется, а набухает, поглощая при этом воду в количестве, превышающем его вес. При набухании образует студень, переходящий при нагревании в раствор. На рисунке - клеянка для приготовления и хранения мездрового или костного клея. Так как клей варят при температуре 60-70°С, то тепло к клеевому раствору - 2 подводят через водяную рубашку - 1
В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона различаются главные сорта клея, соответственно сырым материалам, служащим для его приготовления, а именно: костяной, рыбий и обыкновенный или столярный (также мездровый). Там же приводятся промышленные технологии их приготовления, существовавшие в то время. Итак, статья в сокращённом виде:
«Переработка кожевенного отброса на клей состоит из следующих операций: 1) подготовки сырого материала, 2) выварки клея, 3) формовки студня и его разрезки, 4) высушивания.
. . . Материал помещают в большие зольники, где обрабатывают известью (1-2% раствор) в течение 15-20 дней, причем 3-4 раза подбавляют свежего известкового молока, затем промывают водой, помещая для этого материал, в сетках или корзинах, в текучую воду, или — в промывных машинах. При обработке известью происходит омыление жиров и растворение некоторых составных частей крови вообще, цель подготовительных операций — очищение сырого материала и отчасти предохранение его от загнивания.
. . . Для выварки клея из кожевенных отбросов применяют различные приемы. Обыкновенный или старый способ состоит в том, что сырой материал помещают в чугунный или медный котёл (диаметра 130 см вверху и высоты в 100 см), заливают водой и нагревают, пока масса распустится. Для устранения пригорания сырого материала в котёл вставляют проволочную сетку, или ивовую корзинку, или сетчатое дно, или решётчатое деревянное дно, покрываемое соломой, так что сырой материал не приходит в соприкосновение с дном котла, причём котёл вмазывается над топкой так, что огонь охватывает только его дно.
Во время варки масса увеличивается в объёме, делается прозрачной и постепенно растворяется, что ускоряют, перемешивая содержимое котла или сливая жидкость снизу и наливая её опять наверх. Когда масса перейдет в раствор (через 3-5 часов), счерпывают собирающуюся наверху пену (белки, жир, известковое мыло) и варят до тех пор, пока вынутая проба будет застывать при охлаждении в студень надлежащей консистенции.
Затем жидкость (иногда после предварительного процеживания через корзину с соломой) спускают в котлы или в деревянные, выложенные свинцом ящики, где дают отстояться, а затем разливают в формы.
. . . После застывания студень разрезают на пластинки и высушивают. Затвердевание раствора происходит в деревянных формах через 12-24 часа».
И инструкция по приготовлению раствора для склеивания: «При приготовлении раствора для склеивания деревянных предметов нужно избегать продолжительного нагревания, лучше всего сначала размягчить клей в холодной воде, а уже затем нагревать с водой при температуре несколько низшей 100°, причём раствор должен быть такой концентрации, чтобы по снятии с огня на нём появлялась плёнка. Слишком крепкий раствор быстро затвердевает и не успевает проникать в поры дерева, склеивание слабым раствором также неудобно, так как тогда при высыхании слоя клея в нём образуются пустоты. Для приготовления больших количеств клеевого раствора употребляют медные котлы, которые вставляют в другие, и нагревание производят паром, пропуская его в промежутки между стенками котлов».
Энциклопедическая статья полностью; О животных и растительных клеях (кустарные технологии приготовления);