"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10
Екклезиаст гл.1 ст. 10
среда, 26 декабря 2012 г.
Дед Мороз - биографический очерк
Дед Мороз - аналога этому имени нет в западном ёлочном фольклоре, и его образ, несмотря на кажущуюся схожесть с Санта Клаусом, явно другой. Взять хотя бы гардероб Деда Мороза: тёплый длиннющий тулуп, валенки, рукавицы и меховая шапка; по погоде, по возрасту и по статусу!
Он царственен, но справедлив и добр. Положение обязывает его разъезжать на великолепной тройке с бубенцами в сопровождении Снегурочки (о ней особый разговор), и входить на праздник Нового Года через парадный вход, и то только после настойчивых приглашений и просьб. Короче – серьёзный старикан. Однако, так было не всегда.
Создание образа Деда Мороза, как обязательного персонажа новогоднего ритуала, приписывается советской власти и приурочивается к 1936 году, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
Однако Дед Мороз возник не на пустом месте; в основных чертах, оформление образа русского дарителя ёлки и подарков, началось под влиянием западноевропейской традиции в XIX веке, и растянулось на многие десятилетия. Его прообразами были и немецкий Старый Рупрехт (1861), и святой Николай или Дедушка Николай (1870), и литературный персонаж, Мороз Иванович, из "Детских сказок дедушки Иринея" В.Одоевского (1840), и Морозко из одноимённой сказки. К началу XX века, персонифицированные литературно-фольклорные образы властителя русских лесов Мороза, оформились в представление о Дедушке Морозе. К этому времени он обрёл характерную внешность и атрибутику; и постепенно становился персонажем детской литературы и детских Рождественских утренников, впрочем, не особенно успешно.
После октябрьского переворота, Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был запрещён, как оказалось, временно. 28 декабря 1935 года, член Президиума ЦИК СССР П.Постышев публикует в газете "Правда" статью, где предлагает организовать для детей празднование Нового Года. То, что произошло, было просто удивительно: праздник был с интузиазмом подхвачен и принят народом; приобрёл новое звучание и неофициальный статус главного праздника страны. По всей стране начали разрабатываться сценарии Новогоднего праздника: в него попадают и ёлка, превратившаяся из рождественской в новогоднюю, и Дед Мороз, и персонажи из народых сказок. Кстати, Снегурочка-внучка (приёмная?) существует только в русской традиции, и не идентична персонажу сказки А.Островского.
С конца 1930-х годов создается колоссальное количество произведений о Деде Морозе. Особенно велик вклад советского кинематографа, ведь во многом благодаря кинематографическим стереотипам, в нашем сознании отпечатались представления о "правильном" Деде Морозе.
В результате же мы имеем любимый праздник – Новый Год, Новогоднюю Ёлочку, и тот уникальный образ Деда Мороза, который, как нам кажется, и не был никогда другим, и не может быть иным! Впрочем, времена меняются, и Российский Дед Мороз непрочь примерить кое-что из американской амуниции, но это уже совсем другая история.
Дополнительно: © Горький Медиа. Елена Душечкина, "Дед Мороз и Снегурочка" (Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 1, 2003)
среда, 19 декабря 2012 г.
РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РЕЗОНАНС, резонанса, мн. нет, муж. (от лат. resonans - дающий отзвук).
1. Ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (физ.).
2. Способность увеличивать силу и длительность звука, свойственная помещениям, внутренняя поверхность которых может отражать звуковые волны. В концертном зале хороший резонанс. В комнате плохой резонанс.
3. Возбуждение колебания тела, вызываемое колебаниями другого тела той же частоты и передаваемое находящейся между ними упругой средой (мех.).
4. Соотношение между самоиндукцией и ёмкостью в цепи переменного тока, вызывающее максимальные электромагнитные колебания данной частоты (физ., радио).
5. перен. Отзвук, отголосок (книжн.).
Толковый словарь Ушакова. 1935-1940
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР – состоит из катушки индуктивности и конденсатора, различают ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ колебательный контур и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ колебательный контур.
ЧАСТОТА КОНТУРА – в электрической цепи, содержащей катушки индуктивности L и конденсаторы C, возможны свободные гармонические колебания энергии между магнитным полем катушки и электрическим полем конденсатора, называемые свободными или собственными, зависят от структуры цепи и параметров её отдельных элементов: индуктивностью, ёмкостью и сопротивлением потерь (L, C, R). Частота контура определяется формулой Томсона:
РЕАКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - величина сопротивления переменному току, на реактивной (ёмкостной или индуктивной) нагрузке; измеряется в Омах. В отличие от АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, реактивное сопротивление меняется с изменением частоты приложенного тока. Реактивное сопротивление выражается формулой:
где φ - сдвиг фазы между током и напряжением. Реактивное сопротивление в отличие от активного сопротивления может иметь как положительный знак, так и отрицательный. Знак соответствует знаку сдвига фазы между током и напряжением - положителен при отставании тока от напряжения и отрицателен при его опережении.
Реактивное сопротивление катушки с индуктивностью L называется индуктивным и выражается следующей формулой:
Реактивное сопротивление конденсатора с ёмкостью C называется ёмкостным и выражается формулой:
Из формул видно, что при увеличении частоты, реактивное сопротивление катушки индуктивности увеличивается, а емкостное – уменьшается.
РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ возникает, если частота внешнего источника колебаний, воздействующего на контур, совпадает с собственной частотой данного контура. Условие резонанса - это равенство величин реактивных сопротивлений катушки индуктивности и ёмкости.
При этом общее реактивное сопротивление ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО КОНТУРА для токов частоты внешнего источника становится равно нулю и в цепи наблюдается максимум тока, происходит РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЙ.
Т.е. на некоторой частоте, реактивные сопротивления катушки и конденсатора становятся равны по значению, но противоположны по знаку, при этом общее реактивное сопротивление цепи, для тока этой частоты, обращается в нуль. На этой частоте (ЧАСТОТЕ РЕЗОНАНСА) в цепи наблюдается максимум тока, который ограничен только омическими потерями в катушке. Напряжение на катушке опережает ток на 90°, а напряжение на конденсаторе отстает от тока на 90°, т.е. между этими напряжениями сдвиг фаз равен 180°.
ПРИМЕНЯЕТСЯ в схемотехнике, если необходимо пропустить сигнал определённой частоты и отфильтровать все другие.
В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ КОНТУРЕ на РЕЗОНАНСНОЙ ЧАСТОТЕ индуктивная и емкостная ветви оказывают равное и бесконечно большое (в идеальном случае) сопротивление переменному току внешнего источника; амплитуда собственных электромагнитных колебаний контура возрастает (ток внутри контура во много раз больше, чем ток источника), т.е. колебательный контур способен обеспечить усиление по напряжению; сопротивление контура становится чисто активным (резистивным), происходит РЕЗОНАНС ТОКОВ. По отношению к напряжению ток в катушке отстает на 90°, а ток в ёмкости опережает напряжение на 90°, т.е. друг относительно друга токи сдвинуты по фазе на 180°. Отношение падения напряжения на реактивном сопротивлении контура (на индуктивности или на ёмкости) к падению напряжения на активном сопротивлении определяет усиление напряжения и называется ДОБРОТНОСТЬЮ КОНТУРА.
ПРИМЕНЯЕТСЯ, если необходимо воспрепятствовать прохождению сигнала определенной частоты (фильтр - пробка), или наоборот, выделить необходимую частоту, например в радиотехнических цепях.
воскресенье, 16 декабря 2012 г.
ПОРОХ
Старинная легенда приписывает изобретение пороха немецкому монаху Бертольду Шварцу (нем. Berthold Schwarz), жившему в XIV веке. Но это в Европе, китайцы же и индусы знали порох задолго до опытов Шварца. Обыкновенный ружейный порох был впервые применён в сражении при Кресси (фр. Crécy-en-Ponthieu) в 1346 году.
Интересные сведения мы черпаем из книги Абрагама Меммингена (Abraham von Memmingen) "Ружейное мастерство", изданной в 1534 году; здесь он приводит следующий рецепт: "Возьми 6 частей азотной кислоты, 2 части серной, 3 части аммиака, две части бенедиктова масла и этой смесью заполни на одну десятую часть дула пушки". Таким образом, Мемминген был первым человеком, применившим органические азотистые вещества в качестве пороха.
Взрывчатые вещества представляют собой химические соединения или смеси химических продуктов более или менее постоянные при обыкновенной температуре, но способные при некотором внешнем воздействии, - например, при ударе или действии искры, быстро разлагаться с выделением газов. Типичным примером взрывчатых веществ является чёрный порох, состоящий из 75 частей селитры, 10 частей серы и 15 частей угля. Сера и уголь, как известно, являются простыми веществами, способными гореть, т.-е. соединяться с кислородом, образуя соответствующие окислы – сернистый и углекислый газы.
Селитра является сложным веществом, состоящим из калия, азота и кислорода и относящихся к группе окислителей, т.е. соединений, способных отдавать при некоторых условиях свой кислород, окисляя смешанное с ним горючее вещество. Такое окисление и происходит при взрыве чёрного пороха.
Бездымный или пироксилиновый порох получается действием азотной кислоты на клетчатку (целлюлозу). В отличие от чёрного пороха, пироксилин представляет собой не смесь нескольких веществ, а одно определённое химическое соединение.
Азотная кислота с глицерином даёт нитроглицерин, представляющий при обыкновенной температуре жидкое вещество. Инфузорная земля (кизельгур) пропитанная нитроглицерином есть не что иное, как динамит. При действии азотной кислоты на углеводород-толуол получается тринитротолуол, или тротил.
По характеру своего действия взрывчатые вещества делятся: на метательные или долго сгорающие (порох); и дробящие или быстро сгорающие (динамит).
И конечно, как все великие изобретения человечества, взрывчатые веществ могут быть использованы и для созидания, и для разрушения, и просто для забавы, например в Новогоднем фейерверке.
По материалам научно-популярной библиотеки журнала "ИСКРЫ НАУКИ" №4 1927, статья инженера И.И. Искольдского "ХИМИЯ РАЗРУШЕНИЯ"
среда, 12 декабря 2012 г.
АМЕРИКАНСКИЙ ДЕДУШКА СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА
"31 мая в Дирборне (Мичиган) между Фордом и ВСНХ СССР подписан договор на покупку фордовских предприятий на 30 млн. долларов в течение ближайших четырёх лет и оказание Фордом технической помощи нам в организации и оборудовании завода в Нижнем-Новгороде. Форд передаёт СССР, согласно договору, свои планы, патенты, чертежи необходимые для завода и командирует на постройку заводов своих инженеров", - сообщал журнал "За рулём №12" в 1929 году.
Фотография с сайта "Автомодельное бюро"
8 декабря 1932 года был выпущен первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки ГАЗ-А, который являлся лицензионной копией автомобиля Форд - Модель A (Ford Model A). ГАЗ-А выпускался с 1932 по 1936 год, всего было выпущено 41 917 машин.
1931 год. Ford Model A (Murray Body Town Sedan)
Некоторые технические характеристики дедушки российских автомобилей
Двигатель – четырёх цилиндровый, объём – 3,28 литров. Скорость - до 105 км/час, разгон до скорости 40 км/час – 8,5 сек. Смазка двигателя комбинированная: насосом и разбрызгиванием. Охлаждение двигателя было улучшено введением насоса для воды и увеличением размеров радиатора. Сцепление – сухими дисками. Всего дисков 9, из них 4 – ведущих и 5 – ведомых. Вместо ранее применявшейся планетарной коробки скоростей с двумя скоростями, Модель А имела нормальную трёхскоростную коробку со скользящими каретками. Подвеска полуэллиптическими поперечными рессорами. Автомобиль имел на всех колёсах механические тормоза с раздвижными колодками, снабженными автоматическим уравнителем усилия. Тормоза действовали от ручного рычага и от ножной педали. В нормальное серийное оборудование машины входили: приспособление для автоматического вытирания переднего стекла, указатель уровня бензина, замок для зажигания, передние и задние сигнальные фонари. Машины были покрыты новейшим для того времени нитроцеллюлозным составом, допускающим покраску во многие цвета. Стоимость машины в зависимости от модели была от 385 до 1400 долларов.
По материалам: Ford Model A (1927–1931), from Wikipedia, the free encyclopedia; журнал "ЗА РУЛЁМ" №1, 1928, сайт "Автомодельное бюро" | ГАЗ-А
вторник, 11 декабря 2012 г.
РАДИОВОЙНЫ
Нет, не с бомбами, пулями и пролитой кровью бушует сейчас настоящая мировая война, а с пропагандой, распространяемой по радио всеми странами мира.
Франция, Италия, Германия, Япония, Россия, Англия и даже США усиливают свои радио кампании. Каждая нация возражает на прямые словесные оскорбления, направленные против неё, но продолжает участвовать в этой вражде. Показанная вырезка, является лишь одной из сотен, которые можно найти в любой ежедневной газете.
Битва слов, ложные отчёты, про и антиправительственные выступления за и против соседних стран ведётся по радио во всех уголках мира. Италия вещает на Африку, Англия делает то же самое, и каждая страна нарушает покой других воспалительными замечаниями. Между тем, в некоторых странах, пиратские вещательные станции возбуждают в радиослушателях ярость против власть имущих.
Не правда ли, что эта заметка 75-летней давности напоминает нынешние баталии о кибервойнах, интернет-угрозах (относительная доступность неподцензурной информации, наверное, весьма опасна) и симметричных, или не совсем, ответах на них?
Not with bombs, bullets or blood-shed is the present World War raging Instead the nations of the world are disseminating propaganda by radio France, Italy, Germany, Japan, Russia, England and even the United States are intensifying their radio campaigns. Each nation objects to the direct verbal assaults issued against it by the other nations partaking in this feud. The newspaper clipping at the right is only one of hundreds found in the daily press.
A battle of words, false reports pro- and anti-government speeches for and against adjoining countries is being waged by radio in all parts of the world. Italy sends radio sets to Africa, England does likewise; and each country disturbs the peace of the other by inflammatory remarks. Meanwhile within the confines of some nations, pirate broadcasting stations are being operated to infuriate listeners against those in power.
The article reminds current battles about cyberwar, Internet threats (the availability of uncensored information probably is quite dangerous to authorities) and symmetric, or asymmetric answers of authorities to threats, is not true?
The Radio War (May, 1938), Mechanics and Handicraft | перевод мой
пятница, 7 декабря 2012 г.
ЛЕГЕНДЫ АМЕРИКИ | FORD MODEL T
1924. Model T Coupe (National Museum of American History)
В октябре 1908 года, в Детройте, был произведён автомобиль "Форд Модель Т" (Ford Model T), сделавшей Америку страной, где автомобиль не роскошь, а средство передвижения.
Концепция идеального автомобиля Генри Форда - это автомобиль для всех, устраивающий всех и по доступной цене. Что и воплотили в жизнь проектировщики Чайльд-Гарольд Уиллс (Childe Harold Wills), и венгерские иммигранты Джозеф А. Гэламб (Joseph A. Galamb) и Е.Фаркаш (Eugene Farkas).
1924. Ford Model T (National Automotive History Collection)
В производстве автомобиля широко применялась легированная сталь. Примеси ванадия позволили значительно повысить прочность конструкции, и уменьшить вес машины до 880 кг.
Модель Т имела четырёхцилиндровый двигатель объёмом 177 кубических дюймов (2,9 л) со съёмной головкой цилиндров, объединённым в общий агрегат с коробкой передач. Хотя первые 500 машин имели водяной насос, в дальнейшем от него отказались, и в двигателе отсутствовали водяной и масляный насосы - вода циркулировала в системе охлаждения за счёт разности температур (термосифонная система), смазка осуществлялась разбрызгиванием. Топливо поступало в карбюратор самотёком.
Машина развивала максимальную скорость 40-45 миль/час (64-72 км/час). Автомобиль был довольно экономичным, потреблял американский галлон топлива на 13-21 миль пути (11-18 литров топлива на 100 км). Двигатель мог работать на бензине, керосине или спирте, но снижение стоимости бензина и введение сухого закона сделали использование спирта в качестве топлива не приемлемым. Вместимость бензобака - 45 литров.
Модель Т имела привод на задние колёса, была оснащена трёхскоростной коробкой передач, сегодня мы назвали бы эту коробку двухскоростной, так как одна из передач была – задний ход, нейтрального положения рычага – не было. Передачи осуществлялись тремя педалями и рычагом переключения скоростей, отдельной педали сцепления – не существовало. Левая педаль – нейтральная позиция | передний ход; средняя педаль – при нейтральной позиции левой педали – включение передачи заднего хода; правая педаль – трансмиссионный тормоз. Это позволяло завести машину рукояткой (ручным стартером), удерживая нейтральную передачу. Управление дроссельной заслонкой - с рычажка на рулевой колонке. Для коробки передач и рулевого механизма использовались планетарные редукторы.
Для подвески колёс служили две поперечные рессоры, лонжероны рамы по всей длине имели постоянный профиль. Колёсная база составляла 100 дюймов (254 см).
Модель T не имела тормозной системы в том виде, в каком мы её знаем. Правая педаль использовалась как трансмиссионный тормоз. В случае экстренного торможения использовался стояночный тормоз.
Напряжение магнето поочерёдно подавалось на одну из четырёх высоковольтных катушек (трамблеров), по одной на каждый цилиндр, и с катушек напрямую на свечи зажигания. Опережение зажигания корректировалось вручную с помощью рычажка под рулевой колонкой. Катушки и прерыватели зажигания от магнето сохранялись даже после того, как автомобили стали оснащать генераторами и аккумуляторами для электрического запуска и освещения.
Камеры в шинах стали применяться с 1925 года. Применяемые размеры 21Х4,5 (53Х11см).
Стандартный 4-местный открытый Турер (Tourer) стоил:
в 1909 году - $ 850;
в 1913 году - $ 550;
в 1915 году - $ 440;
с 1914 году можно было купить Model T с рассрочкой на четыре месяца;
в 1920 году цена упала до $ 260 - $310 за счёт совершенствования технологии сборки и увеличения объёмов выпуска;
В 1924 году продажи Модели Т составили половину объёма продаж автомобилей выпущенных в мире.
Продано автомобилей:
в 1911 году - 69762;
в 1912 году - 170211;
в 1913 году - 202 667;
в 1914 году - 308162;
в 1915 году - 501462;
1925. Ford Model T and Trailer (New Georgia Encyclopedia)
Автомобиль производился до 1927 года, всего было выпущено 15 .175. 868 автомобилей
Дополнительно: Model T automobile © Encyclopædia Britannica
воскресенье, 2 декабря 2012 г.
Прогрессивный Дед Мороз
Традиционно Дед Мороз доставлял поздравления с Новым Годом на тройке. Но времена менялись, а с ними менялись и технологии доставки.
Советский Дед Мороз был не чужд прогрессу, ракету на тройке не обгонишь. Вот только космодромы не в каждом уголке необъятной страны были, поэтому приходилось использовать и другой, более привычный, но вполне современный транспорт.
А если по каким-то причинам нельзя было использовать транспорт, Деда Мороза выручала радиосвязь или информационная компьютерная сеть!
СПРАВКА: 70-ые прошлого столетия: символ прогресса - перфолента; компьютерное будущее мыслилось как глобальная сеть терминалов, подключенных к единому вычислительному центру ...
"В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приёмники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его досуг, на его интеллектуальное и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности."
Андрей Сахаров | «Мир через полвека», 1974 год.