"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

понедельник, 22 июля 2013 г.

ИСТОРИЯ ФЛОППИ-ДИСКА (ОКОНЧАНИЕ)


Computer Data Storage — Floppy Disks. Фото с сайта oldcomputers.net

Успех Apple II сделал 5.25 дюймовые дисководы отраслевым стандартом. Подавляющее большинство персональных компьютеров CP/M-80, конца 70-х - начала 80-х были укомплектованы такими дисководами. Первый IBM PC, выпущенный в 1981 году, на выбор оснащался одним или двумя 160 килобайтовыми дисководами гибких дисков.

В начале 80-х годов, флоппи-диски стали переносимым форматом хранения де-факто (лента была низведена до узкоспециализированного применения уровня предприятия). Сначала дисководы имели только одну головку чтения / записи, но быстро приобрели - вторую. Это означало, что к выпуску IBM PC XT в 1983 году, ёмкость двусторонней дискеты увеличилась до 360 килобайт.

Были и некоторые столкновения в гонке форматов. Так, например, DEC Rainbow компании DEC, представила свой собственный несовместимый стандарт. Её 5.25 дюймовые дискеты были односторонними, но имели вдвое большую плотность записи; стоимость одной упаковки, состоящей из десяти дискет, в 1983 году была 45 долларов – в два раза дороже стандартных дисков.

К счастью расщепления рынка персональных компьютеров из-за несовместимости форматов дисководов не произошло. Как данные хранятся, в каком файловом формате - это другой вопрос. Например, формат данных CP / M был нечитаемым на персональных компьютерах с операционной системой DOS, но некоторые программные утилиты, такие как Media Master обещали конвертировать данные из одного формата в другой.
Билл Гейтс на обложке журнала "Тайм", апрель 1984 (на пятидюймовой дискете, вероятно, дистрибутив MS DOS 2.11)

Так что простор для инноваций в этой области был. В 1984 году IBM представила IBM AT PC. Модель комплектовалась 5.25-дюймовым дисководом высокой плотности записи и могла работать с дисками ёмкостью 1.2 Мб.

Множество других флоппи-дисководов и дисковых форматов (2.0, 2.5, 2.8, 3.0, 3.25 и 4.0 дюйма) рождалось и умирало; но один, 3.5 дюймовый, представленный Sony в 1980 году – оказался живучим и выиграл гонку.

Лидером формат стал не сразу. Лишь после одобрения Microfloppy Industry Committee «нового» формата, дисковод был принят в качестве стандартного: Apple для Macintosh, Commodore для Amiga, Atari для Atari ST. Рынок IBM-совместимых персональных компьютеров вскоре последовал их примеру. К 1988 году, продажи 3.5 дюймовых дискет обогнали продажи 5.25 дюймовых. Тем не менее, большинство компьютеров по прежнему комплектовалось двумя флоппи-дисководами, но разными – 3.5 дюймовым и 5.25 дюймовым, в дополнение к уже ставшему обычным жёсткому диску.

Ёмкость первых 3.5 дюймовых дисков составляла лишь 720 килобайт. Они стали популярны из-за более удобного карманного формата и более прочной конструкции (если вы вдруг прокатились на офисном кресле по одному из них, был шанс, что данные уцелеют). Другой вариант привода, с использованием модифицированной частотной модуляции (Modified Frequency Modulation, MFM), позволивший хранить на 3.5 дюймовой дискете 1.44 мегабайт данных, стал использоваться на компьютерах IBM - PS / 2 и Apple - Mac IIx с конца середины 1980-х.

К этому времени, хотя флоппи и будут продолжать развиваться, наступали времена других технологий.

В 1991 году Джобс представил расширенной плотности (extended-density, ED) 3.5 дюймовую дискету в своей линейке компьютеров NeXT. Она вмещала 2.8 мегабайт данных. Но этого уже было недостаточно. Пришло время других портативных форматов, которые могли хранить больше данных, например, магнито-оптических устройств и Zip-дисководов от Iomega; началось выталкивание дискет из бизнеса.

Настоящими же убийцами дискет стали CD и DVD многоразовой записи, а последним гвоздём в крышке гроба стал USB-флеш-накопитель. Сегодня, 64 Гб флешка может хранить больше данных, чем все дискеты, которые я когда-либо имел и которыми пользовался.

Благоденствие Apple началось с дисковода гибких дисков, но по иронии судьбы, эта фирма первая и отказалась от них. В 1998 был представлен iMac - первый компьютер без флоппи-дисковода.

Спустя двенадцать лет дискета умерла. Sony, которой принадлежало 70% рынка 3.5 дюймовых дискет, в 2010 году объявила, что она остановила их производство.

Сегодня ещё можно купить новые 1.44 мегабайтовые дискеты и дисководы к ним, но другие форматы уже нужно искать на eBay или на «блошиных» рынках. И если вы действительно хотите новый 3.5 дюймовый дисковод и дискеты к нему, я бы посоветовал поторопиться. Их дни сочтены.

Они исчезают даже из памяти, и я должен напомнить, насколько важны были дискеты в своё время. Без них наш текущий компьютерный мир просто не мог бы существовать. Прежде чем Интернет стал доступен, были дискеты; они позволяли обмениваться информацией, создавать программы и торговать ими. Дискеты были тем, что сделало «персональный компьютер» - действительно персональным. « НАЧАЛО СТАТЬИ



воскресенье, 21 июля 2013 г.

МЕЗДРОВЫЙ КЛЕЙ - ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ


В сегодняшнем суетливом и спешащем мире, приготовление и применение клеев на основе природных материалов, кажется, уходит в прошлое. Однако, современные синтетические аналоги не всегда могут их заменить. Так, например, мездровый клей, вырабатываемый из мездры (подкожного слоя шкур животных, кожевенных отбросов), обладающий сильными клеевыми свойствами, пластичностью и долговечность, до сих пор незаменим в столярном деле, изготовлении и ремонте музыкальных инструментов, при реставрационных работах.
В холодной воде клей не растворяется, а набухает, поглощая при этом воду в количестве, превышающем его вес. При набухании образует студень, переходящий при нагревании в раствор. На рисунке - клеянка для приготовления и хранения мездрового или костного клея. Так как клей варят при температуре 60-70°С, то тепло к клеевому раствору - 2 подводят через водяную рубашку - 1

В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона различаются главные сорта клея, соответственно сырым материалам, служащим для его приготовления, а именно: костяной, рыбий и обыкновенный или столярный (также мездровый). Там же приводятся промышленные технологии их приготовления, существовавшие в то время. Итак, статья в сокращённом виде:

«Переработка кожевенного отброса на клей состоит из следующих операций: 1) подготовки сырого материала, 2) выварки клея, 3) формовки студня и его разрезки, 4) высушивания.
. . . Материал помещают в большие зольники, где обрабатывают известью (1-2% раствор) в течение 15-20 дней, причем 3-4 раза подбавляют свежего известкового молока, затем промывают водой, помещая для этого материал, в сетках или корзинах, в текучую воду, или — в промывных машинах. При обработке известью происходит омыление жиров и растворение некоторых составных частей крови вообще, цель подготовительных операций — очищение сырого материала и отчасти предохранение его от загнивания.

. . . Для выварки клея из кожевенных отбросов применяют различные приемы. Обыкновенный или старый способ состоит в том, что сырой материал помещают в чугунный или медный котёл (диаметра 130 см вверху и высоты в 100 см), заливают водой и нагревают, пока масса распустится. Для устранения пригорания сырого материала в котёл вставляют проволочную сетку, или ивовую корзинку, или сетчатое дно, или решётчатое деревянное дно, покрываемое соломой, так что сырой материал не приходит в соприкосновение с дном котла, причём котёл вмазывается над топкой так, что огонь охватывает только его дно.

Во время варки масса увеличивается в объёме, делается прозрачной и постепенно растворяется, что ускоряют, перемешивая содержимое котла или сливая жидкость снизу и наливая её опять наверх. Когда масса перейдет в раствор (через 3-5 часов), счерпывают собирающуюся наверху пену (белки, жир, известковое мыло) и варят до тех пор, пока вынутая проба будет застывать при охлаждении в студень надлежащей консистенции.

Затем жидкость (иногда после предварительного процеживания через корзину с соломой) спускают в котлы или в деревянные, выложенные свинцом ящики, где дают отстояться, а затем разливают в формы.

. . . После застывания студень разрезают на пластинки и высушивают. Затвердевание раствора происходит в деревянных формах через 12-24 часа».

И инструкция по приготовлению раствора для склеивания: «При приготовлении раствора для склеивания деревянных предметов нужно избегать продолжительного нагревания, лучше всего сначала размягчить клей в холодной воде, а уже затем нагревать с водой при температуре несколько низшей 100°, причём раствор должен быть такой концентрации, чтобы по снятии с огня на нём появлялась плёнка. Слишком крепкий раствор быстро затвердевает и не успевает проникать в поры дерева, склеивание слабым раствором также неудобно, так как тогда при высыхании слоя клея в нём образуются пустоты. Для приготовления больших количеств клеевого раствора употребляют медные котлы, которые вставляют в другие, и нагревание производят паром, пропуская его в промежутки между стенками котлов».
Энциклопедическая статья полностью; О животных и растительных клеях (кустарные технологии приготовления);



пятница, 19 июля 2013 г.

ИСТОРИЯ ФЛОППИ-ДИСКА



Осенью 1977 года я экспериментировал с новомодным персональным компьютером Radio Shack TRS-80. Для хранения данных он использовал, я не шучу, кассетный магнитофон. Магнитная лента имеет долгую компьютерную историю; так мейнфреймы IBM 360/370 использовали для загрузки программ и хранения данных устройство IBM 2420, с девяти-дорожечной магнитной лентой. Магнитная лента была обычным явлением в компьютерном мире до появления персональных компьютеров, но у данной технологии имелись два основных недостатка: небольшая ёмкость, и скорость считывания равная скорости улитки на холодном весеннем ветру. Должно было появиться что-то лучшее, для тех из нас, кто был захвачен новой технологией. И этим прорывом стал флоппи-диск!

В середине 70-х я впервые услышал о дисководах гибких дисков. Это было дорогое, экзотическое оборудование. Я не знал, что в IBM ещё в 1967 году решили, что ленточные накопители, превосходно подходящие для резервного копирования, недостаточно пригодны для загрузки программ на мейнфреймы; вот почему Алан Шугарт (Alan Shugart, 1930-2006) назначил Дэвида Л.Ноубла (David L. Noble) руководителем проекта по разработке «надёжной и недорогой системы для загрузки микрокода в IBM System/370, используя процесс, называемый - начальной загрузкой программы управления (Initial Control Program Load, ICPL)». Первый 8-дюймовый гибкий диск – оттуда.

О да, прежде 5,25-дюймовых накопителей были 8-дюймовые. В 1978 году я уже работал с ними на мейнфреймах; позже пытался использовать их в Онлайновом компьютерном библиотечном центре (Online Computer Library Center, OCLC), на выделенных персональных компьютерах каталогизации. 8-дюймовые накопители начали появляться в 1971 году. Они позволили разработчикам и пользователям отказаться от использования ужасной бумажной перфоленты и ненавистных перфокарт. Каждый, кто когда-либо оказывался в ситуации со скрученными лентами или - ужас! - рассыпанной колодой перфокарт, понимает, как были счастливы обладатели первых 8-дюймовых накопителей. Кроме того, один односторонний 8-дюймовый гибкий диск мог хранить 80 килобайт данных и заменял 3000 перфокарт. Я понимаю – это ничто сегодня, только чистый текст этой статьи – 66 килобайт, но тогда это было потрясающе грандиозно! Некоторые ранние модели микрокомпьютеров, такие как Xerox 820 и Xerox Alto, использовали 8-дюймовые накопители, но они так никогда и не прорвались к большому потребительскому рынку. Эта честь досталась следующему поколению гибких дисков - 5,25 дюймовых.

В 1972 году Шугарт покинул IBM и основал свою собственную компанию. В 1975 году Лаборатория Ванга (Wang Laboratories), которая занимала в то время большую часть рынка текстовых процессоров, начала разрабатывать настольный компьютер. Необходим был более дешёвый и меньший по размерам флоппи-дисковод. По словам Дона Массаро (Don Massaro), бывшего сотрудника IBM, последовавшего за Шугартом в новый бизнес, Чарльз Ванг (Charles Wang), обращаясь к Шугарту, сказал: «Я хочу, выпустить низкобюджетный процессор начального уровня, и я не могу позволить себе платить 200 долларов за восьмидюймовый накопитель; мне нужен - стодолларовый».
Алан Шугарт (англ. Alan Shugart) — изобретатель гибких дисков и интерфейса SCSI

Так, получив заказ, компания Шугарта начала работать над новым флоппи-дисководом. Согласно Массаро, проектирование 5 ¼ флоппи-дисковода началось с выработки общего дизайна, с форм-фактора. Проектировщики купили картон в канцелярском магазине и стали его нарезать, пытаясь выяснить оптимальный размер диска. По его словам, размер в 5 ¼ дюйма был выбран потому, что это был наименьший размер диска, непомещающийся в кармане - «мы не хотели, чтобы его засовывали карман, чтобы его изгибали». По Шугарту же - анализ лентопротяжных приводов и их использование в микрокомпьютерах показал, что самый большой привод, который мог быть помещён в персональные компьютеры того времени, был 5.25 дюймовый. По версии от Джимми Адкиссона (Jimmy Adkisson), инженера Шугарта, размер был выбран при его и Дона Массаро встрече с Вангом в баре. Обсуждая размер предполагаемого диска, Ванг указал на салфетку и заявил: «Подходящий размер!» Как оказалось, салфетка была 5 ¼ дюйма шириной.

Ванг всё же не самая важная фигура в истории успеха 5.25-дюймовых дискет. Как рассказывал Джордж Солман (George Sollman), другой инженер Шугарта, он взял одну из первых моделей дисковода на встречу в компьютерный клуб. В следующую среду или около того, к нему в кабинет зашёл Дон Массаро и сказал: «Там, какая-то задница в вестибюле, а вы, как маркетолог, должны избавиться от неё!» Солман вышел в вестибюль и увидел парня с дырами на обоих коленях; действительно выглядевшего ужасно, нуждающегося в душе. Но у него были тёмные, напряжённые глаза, и он сказал: "У меня есть вещь, которую мы можем сделать". Задницу звали Стивом Джобсом (Steve Jobs), а вещью была Apple II.
Apple II Plus - 1977

Первоначально Apple II использовал кассетный магнитофон в качестве накопителя. И Джобс, конечно, нуждался в небольшом, дешёвом устройстве хранения данных для своего компьютера. В конце 1977 года, Apple II был представлен с опциональными 5.25 дюймовыми дисководами производства Шугарта. Один дисковод использовался для программ, другой - для хранения данных (при одном дисководе, вы должны были бы каждый раз при сохранении файла менять диски).

Гибкие диски, кажущиеся столь простыми сейчас, изменили всё в компьютерном мире. IBM утверждает, что создание гибкого диска, удобного для конечного пользователя, одно из её значимых достижений. Но, пожалуй, наибольшее воздействие флоппи-диски произвели на характер и структуру ИТ-индустрии. Вплоть до конца 1970-х, большинство программ по обработке текста и задач учёта писались самостоятельно владельцами компьютеров. Благодаря дискетам, компании приобрели возможность создавать программы, записывать их на диски и продавать. Как заметил Ли Фельзенштейн (Lee Felsenstein), пионер индустрии ПК, разработчик первого серийного портативного компьютера Osborne 1, флоппи-диски породили индустрию программного обеспечения. Прежде чем компьютерные сети вошли в нашу жизнь, люди обменивались программами и данными между собой посредством дискет. Короче говоря, гибкий диск превратил микрокомпьютеры в персональные компьютеры. ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ »




воскресенье, 14 июля 2013 г.

БАРЫШНЯ-АНДРОИД


Часы с кукушкой, компьютеры и куклы с подвижными глазами - каким-то образом всё это очаровывает нас. Очарование, похоже, происходит от нашего восторга тем, что человек может изготовить хитроумные вещицы способные сделать то же, что делают живые люди и животные. Но независимо от причин, анимированные статуи мы находим уже в древнем Китае и античной Греции. В Европе эпохи Ренессанса часовщики украшали свои работы чудесными движущимися фигурами. Вот лишь несколько примеров: знаменитые башенные часы Берна и Мессины, замечательные часы Страсбургского собора.
Автомат Анри Мелларде. Институт Франклина, Филадельфия, Пенсильвания, США

Нам, избалованным чудесами электроники, трудно представить себе то волнение, которое испытывал человек начала эпохи точной механики при виде оживших механических фигур. Автомат, хранящийся в Институте Франклина, пишущий стихи и рисующий картинки, был изготовлен именно в то время. То, что машина действует аналогично современным программируемым микропроцессорным автоматам – вещь удивительная, более того - феноменальная!
Механическая барышня, одетая во всё зелёное ("андроид однако же!" - примечание от переводчика), одна из небольшого числа, когда-либо сделанных автоматов, умеющая писать и рисовать. Первая такая машина была изготовлена примерно в 1750 году немецким часовщиком Фридрихом фон Кнаусом (Friedrich von Knauss, 1724-1789). Затем последовали элегантные андроиды гениальных механиков и часовых дел мастеров Пьера Жаке-Дро (Pierre Jaquet-Droz,1721-1790) и его приёмного сына Жана-Фредерика Лешо (Jean-Frédéric Leschot ,1746-1824). В 1774 году они изготовили свои первые пишущие куклы в Невшателе, Швейцария. Машину, находящуюся в Институте Франклина, изготовил в 1805 году в Лондоне сподвижник Жаке-Дро и Лешо швейцарский механик Анри Мелларде (Henri Maillardet, 1745-1830). Его автомат отличается необычайно большим объёмом памяти и отточенностью движений.
Exhibit in the Franklin Institute, Philadelphia, Pennsylvania, USA. ист. Википедия

Вес машины около 250 фунтов (113,4 кг), она состоит из фигуры за письменным столом, смонтированной на богато-орнаментированном стенде, содержащим механизм памяти и систему приводов. В движение кукла приводится посредством чрезвычайно сложной комбинации рычагов, шатунов, шкивов и кулачков.

Сердце операций письма и рисования - механическая «постоянная память» (‘read only memory’ – в современной терминологии) в виде массива дисков с набором кулачков на каждом, вращающихся на общем валу и управляющих движениями правой руки. Кулачки приводятся в движение пружинным мотором, расположенном на одном конце основания и согласованным с другим мотором, находящимся на другом конце. Этот второй мотор используется для сдвига кулачков на валу в положение желаемого считывания. Управляющая движениями информация, в выбранном наборе, считывается тремя толкателями, связанными системой приводов с рукой куклы. Из семи запрограммированных конструкций доступны два стихотворения на французском языке, одно – на английском и три изящных картинки. Две конструкции требуют по четыре набора из трёх кулачков, остальные по три набора. В общей сложности 96 операционных кулачков управляют движениями правой руки. Дополнительный механизм, управляющий движением глаз, головы и левой руки - гораздо проще.

Память машины - массив дисков с набором кулачков на каждом

Машина изумляет своей сложностью, но самое большое чудо в том, что она до сих пор функционирует как новая. Рисунки по-прежнему детальные и чёткие, а рукописи – хорошо читаемые. Механика работает слажено и плавно. Как это было достигнуто? - вопрос в значительной степени гипотетический; автомат был построен в эпоху, когда коммерческие тайны были заперты в тесном кругу семьи и учеников. Было бы интересно, например, точно знать - как машина была запрограммирована? Можно предположить, что профили кулачков были заложены уже после изготовления куклы, путём отслеживания соответствующих движений её руки и перемещений трёх толкателей относительно вращающихся дисков. Впрочем, всё это лишь предположения. Единственное, что мы знаем наверняка, это то, что профилирование кулачков должно было быть сделано с величайшей осторожностью и филигранностью. Вследствие эффекта умножения связей (в данном случае: от кулачков через толкатели к приводам и к пишущему инструменту в руках куклы) любая погрешность привела бы к десятикратно-увеличенной ошибке.
Выполненный автоматом рисунок

Образец рукописи

Иногда искусно сделанные механизмы Анри Мелларде продавались богачам, порой использовались в большой политике. В самом деле, только кукла, созданная Анри и умеющая писать на китайском языке, могла быть преподнесена Георгом III в дар Императору Китая, в то время, когда англичане пытались получить преференции в этой стране. Машина была запрограммирована писать лестные сообщения, адресованные Императору. Сегодня этот дар хранится в одном из музеев Пекина. Большинство же автоматов, в том числе и наша кукла, прямиком попадали в балаганы и гастролировали по всей Европе.
Сохранившиеся объявления свидетельствуют о большой популярности «живых» кукол. Посредством газетных вырезок, можно проследить маршрут нашей машины из Франции в Россию и через Англию в Филадельфию. Вероятно, куклу купил великий американский шоумен, П.Т.Барнум (PT Barnum) для своего Американского Музея в 1850 году, но свидетельства, которыми мы располагаем, туманны и расплывчаты. Неясно так же, как владельцем куклы стал Джон Пенн Брок (John Penn Brock), внуки которого подарили её Институту Франклина. Когда машина была доставлена в 1928 году в институт, она представляла обугленную массу, возможно, это были последствия пожара, повредившего автомат и уничтожившего музей Барнума. Изначально кукла имела образ маленького мальчика, наряженного в придворный камзол; ко времени поступления в институт – французского солдата. В Институте Франклина машина хранилась то в одном месте, то в другом, до тех пор, пока штатный сотрудник машинист Чарльз Робертс (Charles Roberts) взял и починил её. Он был чрезвычайно горд своим успехом, впрочем, по другому и быть не могло! Кукле был пошит новый наряд, на этот раз платье, а не костюм мальчика. Восстановить движение обмакивания пера (или кисти) в чернильницу оказалось невозможным. Робертс заменил перо авторучкой, совершенно неисторической, но более удобной. И конечно, автомат был дополнен рядом важных новых частей, но только тех, которые были необходимы в связи с изменением пишущего инструмента и половой принадлежности андроида!



четверг, 11 июля 2013 г.

БЕЗРЕЛЬСОВЫЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА | Троллейбусы Гревенбрюка



Первая троллейбусная линия, построенная исключительно для грузоперевозок, была «Известняковая трасса» (Kalkbahn) в Гревенбрюке (Grevenbrück). Сейчас это часть муниципалитета Леннештадта (Lennestadt), земля Северная Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen). Полтора километра трассы служили для транспортировки известняка из карьера на железнодорожную станцию. Маршрут проходил через город и пересекал старый мост. Открыта линия была в 1902 году и действовала до закрытия карьера в 1907 году. Обслуживалась дорога самой добывающей компанией - «Известковым заводом Гревенбрюка» (Grevenbrücker Kalkwerke).
Пропускная способность трассы была около двадцати составов в день; скорость загруженного состава составляла 6 км/час, порожнего – 7-8 км/час. Рабочая нагрузка тягача составляла три-четыре платформы при хорошей погоде или две платформы - при снеге и гололедице; грузоподъёмность каждой платформы составляла 5-6 тонн.
Зимой троллейвозы переходили на зимние шины. По этой же причине, платформы первой системы Шильмана в Билатале (см. предыдущую статью) оснащались коньками.

В Гревенбрюке была и другая троллейбусная линия, действовавшая с 1904 по 1916 гг. До 1907 года эта линия использовалась как для транспортировки грузов (в основном табака для сигарных фабрик), так и для перевозки пассажиров; после этой даты – только для перевозки пассажиров и почты. На восьмикилометровом маршруте троллейбусы развивали скорость 18 км/час.
Обе троллейбусные линии сходились на железнодорожной станции, но не были связаны одна с другой.

СПРАВКА:

ТРОЛЛЕЙБУС — безрельсовое механическое пассажирское транспортное средство, использующее в качестве двигателей электромоторы и получающее электрический ток от внешнего источника питания через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприёмника.
Элементы конструкции троллейбуса (на примере ЗиУ-682В). Рисунок из Википедии

Первый троллейбус - электромот (elektromote) был создан в Германии в 1882 году инженером Вернером фон Сименсом (Ernst Werner von Siemens).
Электромот инженера Вернера Сименса. Рисунок из Википедии

ТРОЛЛЕЙВОЗ (trolleytruck) – грузовой вариант троллейбуса

Советский троллейкар. Рисунок из журнала "Техника-молодёжи №5, 1940 год

1994-2001гг. Карьерные самосвалы Комацу 685E переоборудованные в троллейвозы. Фото с сайта Trolley Photographs | Hutnyak Consulting

Современный троллейвоз с двумя силовыми установками: дизельной и электрической. Фото с сайта solarwebsite.nl | Electric freight transport



понедельник, 8 июля 2013 г.

БЕЗРЕЛЬСОВЫЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА | Билаталь и Вурцен



Первая система, построенная Шиманом и его «Обществом безрельсовых поездов» (Gesellschaft für gleislose Bahnen Max Schiemann & Co.), была 2.8 километровая трасса в Билатале (Bielatalbahn), в Саксонии. Она предназначалась для перевозки, как пассажиров, так и грузов (в основном для бумажной фабрики). Трасса действовала с 1901 по 1904 год, но её инфраструктура была впоследствии включена в состав новой грузовой линии, сооружённой вблизи Лейпцига - «Промышленной дороги Вурцена» (Industriebahn Wurzen), эксплуатировавшейся с 1905 по 1928 год.

Это была транспортная система состоявшая из 3.46 километровой (до 1914 года - 4.23 километровая) трассы; двух троллейвозов; десяти платформ для перевозки угля (грузоподъёмность каждой - 6 тонн) и двадцати семи платформ для перевозки муки (грузоподъёмность каждой - 5 тонн). К тягачу, мощностью 25 л.с., могло быть подцеплено до трёх платформ с грузом 15 тонн.

Скорость загруженного состава составляла 6 км/час, порожнего - 8.6 км/час. Троллейвозы изначально были оснащены колёсами со спицами, изготовленными из дерева и железа, позднее - колёсами с резиновыми покрышками. За двадцать три года эксплуатации системы не произошло ни одного несчастного случая!
Расположение производственных объектов Шимана в одном городе благоприятствовало тому, что трасса использовалась для проверки и обкатки транспорта, предназначенного для других линий. И как утверждают, владелец местной мельницы даже имел в собственности легковой троллейбусик для поездок по трассе.

The first system built by Schiemann and his "Geselschaft für gleislose Bahnen Max Schiemann & Co." was the "Bielatalbahn", a 2.8 kilometre long track in Sachsen. It carried both passengers and cargo. The track operated only from 1901 to 1904, but the infrastructure was reused to build a new line close to Leipzig: the "Industriebahn Wurzen", an exclusive cargo line which was in operation from 1905 until 1928. . .



суббота, 6 июля 2013 г.

БЕЗРЕЛЬCОВЫЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА | Буксиры Альтона


Троллейвоз буксирующий грузовой состав

Немецкий инженер Макс Шиман (нем. Max Schiemann, 1866-1933) был одним из первых, кто на рубеже 20-го века создал коммерчески-успешную сеть троллейбусных линий и уникальные системы для транспортировки грузов.
Самая успешная (и известная) сеть была спроектирована и построена Шиманом в Альтоне, пригороде Гамбурга. Дорога из порта в город была настолько крута, что лошади с трудом преодолевали подъём. Электрические тележки на километровой линии пришли им на помощь, но не заменили их. Как видно на фотографиях ниже, троллейвозы подталкивают или буксируют лошадиный обоз, при этом и другие платформы с грузом, включая ручные тележки, могли быть добавлены в состав. Парень на велосипеде - нет.


Эта гибридная система, объединяющая мощь электроэнергии и силу животных и людей, была введена в эксплуатацию в 1912 году и служила до 1950 года. Каждый день около 200 платформ с грузом буксировались или толкались вверх по склону; каждый состав имел от 5 до 7 тонн груза. В течение первых десяти месяцев работы вверх по склону было отправлено 22.000 платформ. Потребление электроэнергии за этот период составило 30.878 киловатт-часов.
Максимальная скорость троллейвозов была 10 км/час при подъёме и 30 км/час на равнинной местности. Средняя скорость движения состава составляла от 5 до 8 км/час; подъём в гору занимал 8 минут, включая время на сцепку/расцепку платформ. Всего было задействовано шесть троллейвозов; одновременно могло работать несколько из них (при спуске линия электропитания не использовалась). Плата за буксировку собиралась в течение рейса.


German engineer Max Schiemann was among the first engineers to develop a commercial trolleybus system for passengers at the turn of the 20th century. He also created some unique cargo systems. The most succesfull (and most remarkable) trolleytruck network designed and constructed by Schiemann was the "Hafenschleppbahn" in Altona …



четверг, 4 июля 2013 г.

"ПОБЕДА" на лыжах - аэросани «СЕВЕР-2»


Постановление Совета министров и ЦК КПСС №300 от 16 марта 1957 года «О мерах по развитию экономики и культуры народов Севера» и приказ Министерства авиационной промышленности №229 от 13 апреля 1957 года предписывали создание транспортного средства для перевозки почтовых грузов в труднодоступных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Новая машина должна была заменить аэросани «НКЛ-16» и «НКЛ-26».
Аэросани НКЛ-16

Аэросани НКЛ-26

В 1959 году Министерство связи заказало вертолётному ОКБ Николая Ильича Камова разработать новую машину. В течение года конструкторским бюро был спроектирован снегоход, получивший название «Север-2».
Аэросани Север-2

Автомобиль представлял собою четырёхопорные аэросани с управляемыми передними лыжами; имел кузов от ГАЗ-М20 «Победа», дополнительно усиленный и утеплённый. Кузов состоял из четырёх отсеков: под капотом – аккумуляторный; в передней части кабины – места водителя и почтальона; грузовой отсек имел складное сидение и находился в средней части кабины; моторный отсек - в задней части машины.
Приборный щиток - авиационного типа. Часть машин оборудовалась магнитными компасами и радиостанциями. Отопительная установка - автономная, обеспечивавала обогрев ветровых стёкол и кабины, а также прогрев двигателя перед пуском при сильных морозах.
Передняя подвеска и рулевое управление – от «Победы»; амортизационные стойки задней подвески – от Камовского вертолёта Ка-15. Лыжи - взаимозаменяемые, клёпаной конструкции из дюралюминия. Передние и задние концы корпуса лыжи имели стальную оковку.
Двигатель - 260-сильный однорядный звездообразный 9-цилиндровый карбюраторный 10-литровый АИ-14 Р, созданный в КБ конструктора А.Г.Ивченко. Мотор работал на авиационном бензине Б-70 или Б-91/115. Пропеллер имел кольцевое защитное ограждение. Пуск двигателя производился водителем с помощью сжатого воздуха, поступающего из баллона. Заправка баллона воздухом осуществлялась компрессором, расположенным на двигателе.
Север-2, завод "Прогресс". Фото из архива Владимира Костылева

Серийное производство аэросаней было развёрнуто в Приморском крае, в городе Арсеньеве на авиационном заводе «Прогресс» в 1960 году.
При жёстких условиях эксплуатации - температурах, доходивших до -50 градусов; трассах, проходивших по торосистому льду; отсутствию должного технического обслуживания и ангаров – пробег машин составлял 13 тыс. км (три – четыре года работы).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСАНЕЙ «СЕВЕР-2»
Длина, мм - 6010
Ширина, мм - 2925
Высота, мм - 3270
База, мм - 3415
Колея, мм - 2500
Диаметр воздушного винта, мм - 2700
Максимальная ходовая масса, кг - 2350
Обозначение двигателя - АИ-14РС
Мощность двигателя, л.с - 260
Коммерческая нагрузка, кг - 500
Максимальная скорость, км/ч – 70
Эксплуатационная скорость, км/ч – 30-40
Продолжительность хода, ч - 5
Дальность хода, км - 360
На смену «Северам» в 1962 году пришли более универсальные, прочные и вместительные аэросани «Ка-30» вагонной схемы, созданные в Конструкторском бюро, возглавляемом Н.И.Камовым.
Аэросани Ка-30 (Фото с сайта alternathistory.org.ua)

Север-2 и Ка-30

Подробно: „Победа” становится на лыжи; Сайт «Моделист-конструктор»; Электронная энциклопедия Томского политехнического университета