"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

среда, 26 декабря 2012 г.

Дед Мороз - биографический очерк


Дед Мороз - аналога этому имени нет в западном ёлочном фольклоре, и его образ, несмотря на кажущуюся схожесть с Санта Клаусом, явно другой. Взять хотя бы гардероб Деда Мороза: тёплый длиннющий тулуп, валенки, рукавицы и меховая шапка; по погоде, по возрасту и по статусу!
Рисунок художника К.Андрианова

Он царственен, но справедлив и добр. Положение обязывает его разъезжать на великолепной тройке с бубенцами в сопровождении Снегурочки (о ней особый разговор), и входить на праздник Нового Года через парадный вход, и то только после настойчивых приглашений и просьб. Короче – серьёзный старикан. Однако, так было не всегда.
Валериан Щеглов. "МУРЗИЛКА" №12, 1953

Создание образа Деда Мороза, как обязательного персонажа новогоднего ритуала, приписывается советской власти и приурочивается к 1936 году, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
Дед Мороз начала XX века

Однако Дед Мороз возник не на пустом месте; в основных чертах, оформление образа русского дарителя ёлки и подарков, началось под влиянием западноевропейской традиции в XIX веке, и растянулось на многие десятилетия. Его прообразами были и немецкий Старый Рупрехт (1861), и святой Николай или Дедушка Николай (1870), и литературный персонаж, Мороз Иванович, из "Детских сказок дедушки Иринея" В.Одоевского (1840), и Морозко из одноимённой сказки. К началу XX века, персонифицированные литературно-фольклорные образы властителя русских лесов Мороза, оформились в представление о Дедушке Морозе. К этому времени он обрёл характерную внешность и атрибутику; и постепенно становился персонажем детской литературы и детских Рождественских утренников, впрочем, не особенно успешно.
После октябрьского переворота, Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был запрещён, как оказалось, временно. 28 декабря 1935 года, член Президиума ЦИК СССР П.Постышев публикует в газете "Правда" статью, где предлагает организовать для детей празднование Нового Года. То, что произошло, было просто удивительно: праздник был с интузиазмом подхвачен и принят народом; приобрёл новое звучание и неофициальный статус главного праздника страны. По всей стране начали разрабатываться сценарии Новогоднего праздника: в него попадают и ёлка, превратившаяся из рождественской в новогоднюю, и Дед Мороз, и персонажи из народых сказок. Кстати, Снегурочка-внучка (приёмная?) существует только в русской традиции, и не идентична персонажу сказки А.Островского.
В.Васнецов, "Снегурочка". 1882 год

Советская новогодняя открытка

Фильм-сказка "Морозко", 1964 год

С конца 1930-х годов создается колоссальное количество произведений о Деде Морозе. Особенно велик вклад советского кинематографа, ведь во многом благодаря кинематографическим стереотипам, в нашем сознании отпечатались представления о "правильном" Деде Морозе.
В результате же мы имеем любимый праздник – Новый Год, Новогоднюю Ёлочку, и тот уникальный образ Деда Мороза, который, как нам кажется, и не был никогда другим, и не может быть иным! Впрочем, времена меняются, и Российский Дед Мороз непрочь примерить кое-что из американской амуниции, но это уже совсем другая история.
Дополнительно: © Горький Медиа. Елена Душечкина, "Дед Мороз и Снегурочка" (Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 1, 2003)