"Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"
Екклезиаст гл.1 ст. 10

суббота, 24 ноября 2012 г.

ГОЛУБИНАЯ СВЯЗЬ



Одна из загадок живой природы - навигационные способности птиц. Так голубь, привыкший к месту своего постоянного жительства, будучи завезён даже на очень большое расстояние от дома, возвращается в своё гнездо при первой возможности. Эта удивительная способность голубей возвращаться домой, использовалась людьми с глубокой древности.

Например, Чингис Хан не только установил развитую систему надёжной и быстрой доставки сообщений курьерами из любой точки своей необъятной империи в столицу Золотой Орды (прообраз ямщицкой службы в России), но и широко использовал для связи почтовых голубей, основав густую сеть почтово-голубиных станций повсюду в Азии и частично в восточной Европе. Здесь мы видим одну из первых успешных реализаций голубиной связи, или военно-голубиной почты, при этом в глобальном, вселенском масштабе.

Голубиная связь продолжала использоваться в войсках и в XIX веке, и в начале XX века.
Военно-голубиная станция российской армии в Туркестане, начало ХХ века

Базой голубиной связи служила стационарная или полевая голубиная станция (голубятня). Для голубиной связи голуби передавались лицу, от которого требовалось получать сообщения. При посылке сообщения голубеграмма вкладывалась в лёгкую трубочку (порт-депешник), которая прикреплялась к лапке голубя. Прибывший домой голубь, попадал в летик, оборудованный системой сигнализации, которая давала знать о его прилёте надзирателю.

В 1887 году в русской армии была учреждена отдельная военно-голубиная почта для поддержания в военное время сообщений с обложенными крепостями. Почтово-голубиные станции устраивались в крепостях и в других пунктах по указаниям главного инженерного управления, в котором был сосредоточен надзор за всем этим делом. Для ухода за голубями при каждой станции состояли голубеводы-надзиратели. У каждого почтового голубя имелся штемпель военно-голубиной почты; голуби, имевшие штемпели, считались казённым имуществом.

"Вопрос о надежности голубиной почты на далёких расстояниях через сушу, и море давно решён в утвердительном смысле. Можно безошибочно сказать, что 80 % голубей на расстоянии 150 миль от станции совершат перелёт со скоростью 35-40 миль в час… Голубями теперь пользуются на практике для пересылки важных бумаг. В Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Испании, Италии и России голубиные станции для военных целей обставлены очень хорошо. Во Франции, Германии, Италии, России и Испании имеются станции для морских целей, а ныне Великобритания обратила свое внимание на этот прекрасный способ сообщения через море" – сообщал "Правительственный вестник" в 1898 году.
Страница "Модерн микеникс", январский выпуск 1930 года, статья о голубиной связи в Германской армии. Надпись гласит: "Обученные почтовые голуби являются надёжными военными курьерами"
На снимках показаны: передача голубя отправителю; порт-депешник с сообщением крепится на лапку; мобильная голубиная станция на мотоциклетной базе

НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ:

Во время Франко-Прусской войны, французы, в осаждённом Париже, сообщались с союзниками с помощью почтовых голубей. В период осады четыре сотни птиц доставили около 115 000 правительственных депеш и порядка миллиона личных посланий.

100 000 голубей были использованы Антантой, в Первой мировой войне. Процент успешной доставки сообщений в пункт назначения составил 95%.

Во Второй мировой войне, только в Великобритании, в военных операциях было задействовало около 250 000 почтовых голубей. 32 из них были удостоены высшей награды, учреждённой для животных.
Дополнительно: Encyclopaedia Britannica | Military Communication; Modern Mechanix | Jan, 1930 | Trained Carrier Pigeons Are Reliable War Messengers; Pigeons in Military History by Jim Greelis