Как дополнение к предыдущей публикации – краткий вводный исторический экскурс.В ноябре 1917 года японским Генштабом был разработан план отправки войск в Северную Маньчжурию и Приморье. Иностранными миссиями на Дальнем Востоке стала распространяться версия реальности германской угрозы региону, возможности захвата военнопленными военных складов во Владивостоке (и, как оказалось, опасения были не безосновательные, вспомним известные события, связанные с Чехословацким корпусом). Это поясняет некоторую несуразность японских агиток - присутствие там австро-венгров и немцев. Истинные же цели, особо и не скрывались. В решении Кабинета министров Японии от 13 января 1918 года говорилось о необходимости существенно ограничить мощь Российской армии на Дальнем Востоке, ликвидировать Владивостокскую крепость, объявить Владивосток свободным портом, добиться в этом регионе свободы действий японским предпринимателям и открыть им доступ на Амур. И уже 4 апреля японский адмирал Като без предупреждения союзников высадил во Владивостоке небольшой отряд морской пехоты, якобы для защиты жизни и собственности японских граждан.
Японский броненосный крейсер "Ивами" - бывший русский крейсер "Орёл" во Владивостоке
Броненосный крейсер "Бруклин"
Китайский крейсер "Хайжун" в гавани Владивостока. 1918
А теперь собственно краткая предыстория событий. Формальным поводом к интервенции было заключение Советской Россией сепаратного мира с Германией и её выход из Альянса. 29 июня 1918 года чехословаки, прибывшие во Владивосток для эвакуации во Францию, предъявили ультиматум Владивостокскому Совету. Чехословацкое выступление сопровождалось высадкой английского, японского, американского и французского десантов в августе того же года. Формально власть перешла к Временному Правительству Автономной Сибири. Союзное командование объявило Владивосток состоящим под международным контролем.
МАРШИ ИНТЕРВЕНТОВ 15 НОЯБРЯ 1918 ГОДА
Чехословаки
Японцы
Американцы
Части "Французского Сибирского колониального батальона"
Британцы
Канадцы
Итальянcкий "Легион освобождения Сибири"
Китайцы
Солдаты и казаки войск Белой армии
Из воспоминаний адмирала А.В. Колчака – "Владивосток произвёл на меня впечатление чрезвычайно тяжелое - я не мог забыть, что я там бывал еще во времена империи. Тогда мы там были хозяевами. Это был наш порт, наш город. Теперь же там распоряжался кто угодно. Все лучшие дома, лучшие казармы были заняты чехами, японцами, американцами и другими "союзниками", которые сюда прибывали. Наше положение было глубоко унизительное и печальное. Я чувствовал, что Владивосток не является больше нашим, русским городом. Я считал, что эта интервенция, в сущности, говоря, закончилась оккупацией и захватом города и всего Дальнего Востока в чужие руки..."
Разгрузка американского транспорта
И сто лет назад Владивосток был автомобильной столицей
Уличная сценка
Железнодорожный вокзал, 1918
Политика стран альянса в отношении России определялась не моральными обязательствами, симпатиями или антипатиями к той или иной стороне русских баррикад, а их национальными интересами в России, и в первую очередь экономическими. И как замечает современный исследователь данных событий Н.А. Нарочницкая – "Главные побуждения были всегда геополитическими и военно-стратегическими, что и объясняет попеременное сотрудничество или партнёрство то с Красной армией против Белой, то наоборот, закончившееся в целом предательством Антантой именно Белой армии…"
Владивосток, лето 1919
Источники: Портал ВЛАДИВОСТОК.СОМ; Duke University Libraries; America's Siberian Adventure (1918-1920) by General William S. Graves; Н. А. Нарочницкая, Россия и русские в мировой истории. - М., 2004